• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Доклад Ирины Поткиной, заместителя руководителя Тюменского УФАС России, на совместном совещании с управлением Росздравнадзора по Тюменской области

Начиная с 01.01.2009 Тюменским УФАС России осуществляется ежеквартальный мониторинг розничных цен на лекарственные средства, перечень которых установлен ФАС России и состоит из 100 наименований.

Наблюдение за порядком ценообразования на лекарственные средства осуществляется в отношении шести хозяйствующих субъектов: ОАО «Фармация», ООО АТЕКС», ООО «+36,6», ООО «Здоровье», ООО Аптека «Никофарм», ООО «ФАРМА». Данные хозяйствующие субъекты  занимают на товарных рынках в пределах территорий соответствующих муниципальных образований Тюменской области (без АО) доли, позволяющие определить их положение как «имеющее признаки доминирующего».

Признаки доминирования были определены на основании величины совокупной доли, занимаемой каждой из перечисленных аптечных организаций и иных хозяйствующих субъектов, действующих на локальном рынке.

 Доминирующим является положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, если хозяйствующий субъект входит в число двух или трех крупнейших хозяйствующих субъектов, совокупная доля которых на товарном рынке превышает 50%, либо хозяйствующий субъект входит в число четырех или пяти крупнейших хозяйствующих субъектов действующих на рынке, совокупная доля которых превышает 70%.

В ходе мониторинга выявлены нарушения законодательно установленных правил формирования розничной цены на лекарственные средства со стороны  ООО «ФАРМА», осуществляющего деятельность на территории г. Тобольска и ООО Аптека «Никофарм», действующего в г.Ишиме.

            В нарушении Распоряжения Губернатора Тюменской области «О размерах торговых надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» ООО «ФАРМА» и ООО Аптека «Никофарм» применяло торговую надбавку в размере, превышающем законодательно установленный предельный уровень, а именно, при определении розничной цены на некоторые лекарственные средства, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, на некоторые лекарственные средства устанавливало предельную торговую надбавку в размере 50%, в то время как следовало применять наценку не более 35%.

         В отношении ООО «Фарма» и ООО Аптека «Никофарм» управлением возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам, рассмотрения которых в действиях указанных хозяйствующих субъектов установлено нарушение  статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». 

          Нарушение выразилось в злоупотреблении хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением в форме несоблюдения порядка ценообразования, установленного нормативно-правовыми актами, что привело к продаже лекарственных средств по завышенным ценам и ущемлению интересов других лиц – населения.

ООО «Фарма» и ООО Аптека «Никофарм» получили обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения Закона о защите конкуренции: установить цены на лекарственные средства, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, в соответствии с действующим законодательством.

На ООО «Фарма» и ООО Аптека «Никофарм» за нарушение антимонопольного законодательства наложено административное взыскание - штраф 373 787 рублей и 268 290 рублей соответственно.

           

Кроме того, пунктом 9 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлено, что недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Статьей 14 указанного Закона установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.

В этой связи, реализация лекарственных средств организациями оптовой торговли и (или) аптечными учреждениями, не прошедших государственную регистрацию предельных отпускных цен производителя, либо предоставления в регистрирующий орган  недостоверных сведений о фактической отпускной цене производителя и (или) размере фактической оптовой надбавки может свидетельствовать о недобросовестной конкуренции со стороны указанных хозяйствующих субъектов.

    Подобными  неправомерными действиями они получает неконкурентные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, поскольку, во–первых, выводят из под государственного контроля сведения, необходимые для установления (фиксации) уполномоченным государственным органом предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства, во-вторых,  расширяют свой ассортимент товаром, который не должен быть выставлен на реализацию, тем самым получая преимущество перед другими хозяйствующими субъектами, которые добросовестно исполняют все требования законодательства.

   Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований антимонопольного законодательства, а именно: статья 14.31 предусматривает административные штрафы в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, за злоупотребление доминирующим положением; за действия, квалифицируемые недобросовестной конкуренцией, статья 14.33 предусматривает административный штраф в размере от 100 до 500 тыс. рублей.

 

 Предложение в проект решения:

Для недопущения нарушений Федерального закона «О защите конкуренции» со стороны участников рынка реализации лекарственных средств, сведения о нарушении порядка формирования розничных цен на лекарственные средства, полученные контролирующими органами в ходе проверки деятельности аптечных учреждений, необходимо направлять в антимонопольные органы для проверки действий хозяйствующих субъектов на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.