• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Доклад Игоря Веретенникова, заместителя руководителя Тюменского УФАС России, на пресс-конференции по теме: "Контроль Тюменским УФАС России процедуры установки приборов учета"

В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена обязанность органов власти и местного самоуправления, а также собственников недвижимого имущества оснастить здания, строения и сооружения приборами учета энергоресурсов и ввести эти приборы учета в эксплуатацию в срок до 01 января 2011 года. Собственники жилых, дачных и садовых домов, помещений в многоквартирных домах, обязаны обеспечить учет потребляемых ими ресурсов в срок до 01.01.2012 года.

На энергоснабжающие организации, к которым присоединены потребители возлагается обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении соответствующего договора.

У заказчика имеется возможность привлечь для выполнения работ по установке (замене) приборов учета любую другую организацию имеющую право осуществлять данный вид работ, а также приобрести прибор учета в любом месте и любой марки отвечающей соответствующим требованиям. Другими словами энергоснабжающая организация не вправе навязывать выполнение работ, а также требовать установить прибор учета конкретной марки  и (или) приобретать данный прибор только у нее или в ее подразделениях.

Энергосбытовые организации обязаны были в срок до 01.07.2010 года направить своим потребителям предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов по примерной форме утвержденной Минэнерго РФ.

В соответствии с Законом и Постановлением Правительства РФ от 07.04.2010 № 149 проект договора направляемый энергоснабжающей организацией должен содержать следующие существенные условия:

            - предмет договора (установка, замена или эксплуатация приборов учета)

            - цена договора (устанавливается по соглашению сторон)

           - порядок оплаты (условие об оплате услуг в рассрочку до 5 лет, с уплатой процентов начисляемых по ставке рефинансирования ЦБ РФ)

            - место установки прибора учета (определенное в ходе осмотра)

            - порядок ввода прибора учет в эксплуатацию (опломбирование, составление акта)

            - гарантийные обязательства исполнителя (по соглашению сторон).

Порядком определен закрытый перечень документов предоставляемых для заключения договора, а также установлено, что данный договор является публичным и энергоснабжающая организация не вправе отказать в его заключении. Указанный порядок не распространяется на иные организации не поименованные в нем.

За необоснованный отказ или уклонение от заключения договора на установку замену договора Кодексом Российской Федерацией об административных правонарушениях установлена административная ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Таким образом если Вам энергоснабжающая организация необоснованно отказала в заключении договора или начала уклоняться в заключении договора требуя непредусмотренные Порядком документы, Вы вправе обратиться в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области.

Контроль за исполнением энергоснабжающими организациями обязанности по представлению предложений об оснащении приборами учета и обязанности по заключению договоров на установку, замену и эксплуатацию приборов учета возложен на Федеральную антимонопольную службу и ее территориальные органы.

В 2010-2011 году Тюменским УФАС России проводилась масштабная проверка энергоснабжающих организаций, расположенных на территории Тюменской области, по исполнению ими обязанности по представлению собственникам домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников предложений, об установке приборов учета. 

В рамках данной проверки было установлено, что на территории Тюменской области осуществляет деятельность около 70 энергоснабжающих организаций подпадающих под данный вид контроля. Всем организациям были направлены запросы о предоставлении информации по исполнению возложенной на них обязанности. По результатам рассмотрения представленных документов можно сделать вывод о том, что большая часть компаний не представила необходимые предложения своим потребителям в установленные сроки, часть организаций начали проводить данную работу только после получения запроса Управления, а в отношении шести компаний которые пренебрегли запросами и разъяснениями ФАС были возбуждены дела об административных правонарушениях.

Однако в ходе рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности лица, привлекаемые к административной ответственности представили доказательства направления предложений, в связи с чем, дела в отношении данных организаций были прекращены по малозначительности и им были объявлены устные замечания.

Следует отметить, что граждане, управляющие организации и садоводческие объединения не получившие предложения от энергоснабжающей организации к сетям которой они присоединены, вправе направить заявление по данному факту в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области.

В целях информированности порядка заключения договоров на установку (замену) приборов учета гражданами, Управлением разработана памятка (алгоритм) заключения договоров и размещен на официальном сайте управления www.tyumen.fas.gov.ru.

В случае если гражданин не установил индивидуальные приборы учета в установленный Законом срок до 01.01.2012 года  он должен обеспечить допуск организаций, на которых возложена обязанность по установке приборов учета к местам их установки и оплатить расходы указанных организаций по установке данных приборов. В случае отказа добровольной оплаты расходов предусмотрено их принудительное взыскание.

В настоящее время ФАС России и ее территориальными органами усилен контроль за соблюдением энергоснабжающими организациями по соблюдению обязанности по заключению договоров на установку приборов учета.