• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

УФАС требует привести положение о закупках АО «АИЖК по Тюменской области» в соответствие с законом

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

АИЖК по Тюменской области ограничивало конкуренцию. Организация утвердила Положение о закупках, требования которого не соответствовали закону. Так, в борьбе за договор с агентством могли принять участие только заранее определенные компании. Тюменское УФАС России, изучив документ, признало АИЖК по Тюменской области нарушившим антимонопольное законодательство и своим предписанием потребовало привести положение компании в соответствие с требованиями Закона о закупках. Законность действий управления поддержана Арбитражным судом Тюменской области.

Факт ограничения конкуренции АИЖК установлен при проведении запроса коммерческих предложений на оказание транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники. Начальная цена договора – 10 миллионов рублей. По принятому в агентстве положению о закупках и документации запроса, подать заявки участники должны в течение одного дня. При этом за столь короткий срок участник предложения должен был собрать обязательный пакет документов, в перечень которого, в том числе входила заверенная выписка из ЕГРЮЛ (в 2015 году – на ее получение уходило 3 дня) и иметь у себя в арсенале не менее 27 единиц техники. Оплата услуг по контракту осуществлялась по факту, в срок не более 150 рабочих дней (около восьми месяцев). Также в документации о проведении запроса коммерческих предложений не была предоставлена возможность предоставления разъяснений.

Все выявленные факты противоречили принципам и целям закона о закупках и вместе с тем ограничивали конкуренцию. Так, антимонопольным управлением был проведен опрос 86 компаний, осуществляющих деятельность по организации транспортных услуг и услуг путем предоставления специальной техники. Участники опроса указали на то, что срок оплаты в восемь месяцев существенно снижает интерес к закупке, а однодневный срок подачи заявок является главным барьером участия в закупке.  

Вследствие чего в запросе предложений заявлялась только одна компания, с которой в итоге заключался контракт. «Нам стало ясно, что за один день выполнить все требования документации АИЖК может только та компания, которая заранее обладала всей информацией о закупке. В ходе расследования было установлено, что учредитель единственной заявившейся компании одновременно являлся сотрудником департамента АИЖК по Тюменской области, отвечающего за закупки», - поясняет заместитель руководителя Тюменского УФАС России Светлана Марчук. 

АИЖК по Тюменской области было признано нарушившим закон о защите конкуренции в части создания участнику запроса предложений преимущественных условий и в несоблюдении требований закона о закупках в своем положении, что привело или могло привести к ограничению конкуренции. По предписанию антимонопольного органа общество должно было привести имеющееся положение о закупках в соответствие с законом. 

Общество не согласилось с решением и предписанием Тюменского УФАС России и обратилось в суд. По его мнению, процедура запроса коммерческих предложений была ошибочно отнесена к процедурам закупки, а предписание о внесении изменений в положение агентства вообще выходит за рамки полномочий Тюменского УФАС России.

Суд не принял во внимание доводы АИЖК по Тюменской области. Решение и предписание контролирующего органа оставлено в силе. Тем самым суд подтвердил, что требования к публикации извещения о проведении закупки не менее чем за 20 дней должны соблюдаться.