Сергей Пузыревский: цифровая экономика должна формироваться на принципах честной конкуренции

Необходимые законодательные инициативы уже подготовлены

Антимонопольное регулирование должно сфокусироваться на цифровых платформах, т.к. они могут сдерживать развитие конкуренции и привести к монополизации различных отраслей. Кроме того, следует реагировать на вызовы глобализации и формы усиления рыночной власти, которая не рассчитывается объемом выпуска товаров или иной продукции. Сейчас она формируется через большой массив данных. Об этом сообщил заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский на Международной конференции «III Сибирские правовые чтения» в Тюмени.

«Сейчас большое количество услуг предоставляется, как нам кажется, бесплатно с точки зрения денег, но следует отметить, что с нас одновременно собирают информацию о наших запросах и предпочтениях. Собранные таким образом данные приводят к монетизации на конкретных товарных рынках, поскольку они используются для формирования цены товаров, которые в последующем предлагаются к приобретению конкретным потребителям», - подчеркнул замглавы ФАС.

На нынешнем этапе экономического развития в конкурентной борьбе преимуществом обладает тот производитель, который использует при продаже товаров сервисы, с использованием цифровых платформ, по сравнению с теми производителями, который продолжает искать или увеличивать объемы сбыта, используя лишь традиционные, нецифровые приемы ведения конкурентной борьбы и привлечения внимания потребителей, такие как наружная реклама, реклама на телевидении и др.

«Обладатель информации - владелец цифровой платформы, может не занимать какую-либо долю на рынке производства определенного материального товара, но владея определенной информацией, он может контролировать практически любой материальный рынок», - указал Сергей Пузыревский.

Последние расследования ФАС России свидетельствуют об активном использовании участниками антиконкурентных соглашений новых возможностей для противоправной деятельности, которые состоят в использовании данных больших объёмов и значительного многообразия (big data) и вычислительных алгоритмов.

Для решения существующих отрицательных моментов антимонопольная служба выступает за внесение изменений в действующее законодательство с целью его адаптации к стремительно развивающейся цифровой экономике и устранения негативных для состояния конкуренции на различных товарных рынках эффектов. ФАС России уже разработала проект поправок, т.н. «пятый антимонопольный пакет».

Во-первых, в этом документе определены новые подходы к установлению доминирующего положения с учетом актуальных явлений на рынках. Во-вторых, вводится понятие «сетевых эффектов» и определяется их значение.

Также усиливается ответственность за заключение и реализацию антиконкурентных соглашений и осуществление незаконной координации экономической деятельности с использованием программного обеспечения.

«Антимонопольное законодательство должно быть готово своевременно и эффективно решать проблемы современной действительности. Для этого необходимо синхронизировать требования нового времени и закона», - заключил Сергей Пузыревский.