Пресс-конференция Тема: «Итоги Работы Тюменского УФАС за 2014 года. Планы на 2015»

Пресс-конференция

Тема: «Итоги Работы Тюменского УФАС за 2014 года. Планы на 2015»

 

12 февраля 2015 в Тюмени в Областном доме журналистов состоялась пресс конференция И.О. руководителя Тюменского УФАС России Игоря Валерьевича Веретенникова и заместителя руководителя Тюменского УФАС России Поткиной Ирины Владимировны на тему: «Итоги Работы Тюменского УФАС за 2014 года. Планы на 2015», приуроченная к юбилейной дате «25 лет Антимонопольного регулирования в России».

 

Отчет работы за 2014 год:

1.Контроль за монополистической деятельностью

В 2014 году в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области поступило 260 заявлений на действия хозяйствующих субъектов, злоупотребляющих, по мнению заявителей,  своим положением на рынке, большая их часть, около 80%, поступило от физических лиц.

По сравнению с прошлым годом количество поступивших заявлений увеличилось на 50%. Более трети заявлений – это жалобы на поставщиков рынка электроснабжения.

Как показывает практика, значительная часть поступающих в управление заявлений, не соответствует установленным требованиям. В 2014 году таких заявлений было порядка 45 процентов, соответственно они оставлены управлением без рассмотрения: это заявления, которые не содержат ни материалов, ни сведений, позволяющих установить в действиях хозяйствующих субъектов признаки нарушения антимонопольного законодательства, обращения направленные по электронной почте составляют основную часть (76%) таких обращений.

Направленные в управление  заявления послужили основанием для возбуждения восьми дел о нарушении антимонопольного законодательства, три дела было возбуждено управлением по собственной инициативе.

Результатом рассмотренных управлением в 2014 году дел является принятие 11 решений о наличии нарушения антимонопольного законодательства и выдача нарушителям восьми предписаний о прекращении нарушения и совершении действий направленных на устранение нарушения. В результате исполнения четырёх предписаний выданных в  2013 году  устранены нарушения антимонопольного законодательства совершенные ОАО «РЖД», ОАО «Газпром газораспределение север» и ОАО «Компания Юнимилк» на рынках электроснабжения, газоснабжения и поставки молочного сырья.

 

количество

заявлений

 

количество возбуждённых дел

количество

нарушений

АЗ

количество

выданных

предписаний

об устранении нарушений АЗ

количество выданных предупреждений

об устранении 

нарушения АЗ

всего

в том числе

по заявлениям

по инициативе УФАС

2014 год

270

11

8

3

11

8

27

10 ст. - 8;

 

10 ст. - 3;

 

10 ст. - 11

 

10 ст. - 8

 

2013 год

184

15

9

6

12

32

36

10 ст. - 7;

11 ст. – 2;

10 ст. - 2;

11 ст. - 4;

10 ст. - 7;

11 ст. - 5;

10 ст. - 7;

11 ст. - 25;

    

В 2014 году по сравнению с 2013 годом произошло увеличение (с 7 до 11) количества выявленных нарушений десятой статьи закона, при этом основная их часть (более 70%) приходится на сферу деятельности субъектов естественных монополий.

Отраслевая структура ежегодно выявляемых управлением нарушений практически не меняется. В 2014 году выявлены нарушения в действиях поставщиков рынков, действующих в сфере электроснабжения (шесть нарушений), водоснабжения и (или) водоотведения (три нарушения), газоснабжения в части транспортировки (одно нарушение), а также услуг управления многоквартирными домами в части предоставления права доступа к общим помещениям для размещения и (или) обслуживания оборудования (средств) связи  (одно нарушение).

Практика предыдущих лет  показывает, что нарушения антимонопольных запретов хозяйствующими субъектами, действующими в сфере электроснабжения, занимают основою долю в структуре выявленных управлением нарушений антимонопольного законодательства (от 50 до 70 %). Данная тенденция сохраняется, доля нарушений в сфере электроснабжения  составляет 54 процента выявленных  в отчётном году нарушений статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Институт предупреждений

Небольшое количество дел, возбуждаемых управлением (в последние два года), следствие применения практики выдачи предупреждений при установлении признаков нарушения п.3 и п.5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. В таблице 5 приведены сведения по предупреждениям, выданным управлением в 2014 году.

Всего управлением в 2014 году выдано - 27 предупреждений, все - на основании поступивших заявлений.

Исполнено в отчётном периоде 28 предупреждений, четыре из них были выданы в 2013 году.

Основная часть предупреждений (54%), выданных управлением в 2014 году, направлена на устранение нарушений антимонопольного законодательства на рынке транспортировки природного газа, тринадцать предупреждений направлено на устранение нарушения законодательства на рынке электроснабжения, три – на рынке рынка водоснабжения и (или) водоотведения.

Четырнадцать предупреждений направлены в 2014 году в адрес ОАО «Газпром газораспределение Север». Основанием выдачи предупреждений послужили многочисленные заявления владельцев земельных участков на уклонение газораспределительной организации от заключения  договора о подключении капитального строительства к сети газораспределения. Газораспределительная организация необоснованно устанавливала требование о предоставлении копий документов, подтверждающих в случае опосредованного присоединения к сети, право собственности на газопровод принадлежащий основному абоненту, а также согласие собственника газопровода на присоединение.

В 2014 году ОАО ЭК «Восток» в лице филиала «Тюменьэнергосбыт» получило и исполнило восемь предупреждений, а ООО «Тюмень Водоканал» - три предупреждения, направленные на прекращение нарушений, выразившихся соответственно в необоснованном отказе от заключения договоров энергоснабжения с физическими лицами и навязывании невыгодных условий договоров водоснабжения и водоотведения.

В результате исполнения выданных предупреждений устранены нарушения антимонопольного законодательства и обеспечен доступ потребителям к услугам газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения.

По итогам 2014 года можно сделать вывод, что поскольку снижения нарушений со стороны доминирующих на товарных рынках хозяйствующих субъектов, с учётом числа выданных предупреждений, в отчётном году не зафиксировано, уровень соблюдения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, особенно в сфере электроэнергетики и газоснабжения, остаётся недостаточным:

Результатом работы в 2014 году также стало исполнение, после прохождения процедуры судебного обжалования, 22 предписаний, выданных управлением в 2013 году по результатам рассмотрения дел о нарушении антимонопольных участниками  рынка запретов на заключение ограничивающих конкуренцию соглашений.

Исполнено 13 предписаний, полученных «автошколами» по результатам рассмотрения дела, возбуждённого в отношении 19-ти хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги обучения водителей категории «В». Нарушение выразилось в заключении участниками рынка услуг автошкол соглашения, результатом которого явилось установление нижней границы цены на товарном рынке.

Исполнено предписание, которое было выдано Некоммерческому партнёрству «Союз автошкол Тюменской области»  по результатам рассмотрения дела, возбуждённого по факту запрещённой антимонопольным законодательством координации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к установлению или поддержанию цен. В данном случае был установлен факт координации деятельности «автошкол».

Также было исполнено 8 предписаний, выданных хозяйствующим субъектам - участникам аукционов, в связи с установлением Тюменским УФАС России  в их действиях фактов запрещённого Федеральным законом «О защите конкуренции»  заключения соглашения и участия в соглашении, которое привело или могло привести к повышению или поддержанию цен на торгах.

 

Институт предостережений

В данной части результатом работы управления в 2014 году явилось направление двум должностным лицам, предостережений о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства. 

Предостережения направлены в целях предупреждения нарушения  антимонопольного законодательства в связи публичными заявлениями должностных лиц, в которых содержалась  информация о планируемом поведении на товарном рынке его участников, а именно на рынке услуг по обучению водителей транспортных средств.

 

Административные штрафы

 

 По фактам злоупотребления доминирующим положением  (ст.14.31) в 2014 году было возбуждено 22 дела об административных правонарушениях (в 2013 году – 13 дел) по результатам рассмотрения которых наложено штрафов на сумму  30 021 500  (в 2013 году – 1 391 875 рублей). В 2014 году по данной категории оплачено штрафов на сумму 1 663 300 рублей, остальные проходят процедуру обжалования в судах.

За заключение выявленных в 2013 году антиконкурентных соглашений управлением  возбуждено 56 административных дел, сумма наложенного штрафа составила 51 051 600 рублей, уплачено по состоянию на конец 2014 года  – 39 856 800 рублей.

За нарушение Стандартов раскрытия информации за 2014 год возбуждено 5 дел об административных правонарушениях (в 2013 году – 8 дел), в результате хозяйствующие субъекты привлечены к ответственности в форме штрафа, размер которого в сумме составил 640 000 рублей.

Сумма штрафа наложенного на организации  за нарушение правил подключения к сетям электро, тепло и водоснабжения и водоотведения составляла 30 000 рублей, при  этом сумма уплаченного штрафа по данной статье (9.21 КоАП) в 2014 году  составила 630 000 рублей.

 

2014 год

Коли-

чество

Сумма

Наложенного

 штрафа, т.р.

Сумма

уплаченного

штрафа, т.р.

Злоупотребление доминирующим положением ст.14.31 КоАП

22

30 021,5

1663,3

Заключение соглашений

 и согласованные действия ч.1 ст.14.32 КоАП

56

51051,6

39856,8

Нарушение стандартов раскрытия информации ст.9.15 КоАП

5

640

840

Нарушение Правил подключения к сетям ст.9.21 КоАП

3

30

630

Неисполнение предписания с.2.2. ст. 19.5 КоАП

3

300

16

Непредставление информации ч.5 ст.19.8 КоАП

11

310

480

Неуплата штрафов в срок ст.20.25 КоАП

6

770

770

Итого

106

83 123,1

44 256,1

 

Контроль за экономической концентрацией

 

 

2010

2011

2012

2013

2014

Уведомлений

 хозяйствующих субъектов

15

17

24

24

5

8

3

5

1

1

Ходатайств

хозяйствующих субъектов

2

4

3

2

_

 

2. Недобросовестная конкуренция.

 

В 2014 году в Управление поступило 24 заявления по фактам, которые по мнению заявителей, указывали на недобросовестные действия конкурентов (в 2012 – 19 заявлений). Возбуждено 7 дел (в 2013 – 6 дел), по результатам рассмотрения которых выдано 3 предписания о прекращении недобросовестной конкуренции.

В отчетном периоде установлены недозволенные формы борьбы между конкурентами на рынке услуг по перевозке пассажиров и багажа,  а также на рынке оказания юридических услуг.

Вынесено 4 административных постановления о наложении штрафов на общую сумму 320 тысяч рублей.

 

3. Пресечение действий (бездействия) органов власти и местного самоуправления, которые ограничивают или могут привести к ограничению конкуренции

 

   Продолжают лидировать дела о нарушении антимонопольного законодательства органами власти и местного самоуправления. Всего в 2014 году рассмотрено 61 дело о нарушении антимонопольного законодательства органами власти и местного самоуправления, принято 56 решений о наличии нарушения антимонопольного законодательства (по 5 делам производство прекращено в связи с отсутствием нарушения), выдано 41 предписание, из которых 30 исполнены, 11 – в стадии исполнения.

Антиконкурентными актами и действиями органов местного самоуправления были затронуты сферы пользования муниципальным имуществом (в том числе земельные ресурсы), транспортные услуги.

     Исполнены предписания, выданные  в 2014 году Департаменту городского хозяйства администрации города Тюмени и департаменту земельных отношений и  градостроительства города Тюмени об организации в соответствии с требованиями действующего законодательства конкурсов по отбору управляющих компаний для управления вновь возведенных многоквартирных жилых домов.

Активнее стали использовать свое право на обжалование  в административном (ускоренном) порядке действий организаторов любых торгов, не связанных с закупками для государственных и муниципальных нужд. Если в 2013 году поступало 70 жалоб, то в 2014 году их подано 199, из которых принято к рассмотрению 153. Обоснованными признано 66 жалоб, из них 46 – с предписаниями об устранении нарушения (в 2013 – обоснованными признаны 9 жалоб).

     Обжаловано в суд 11 решений, 10 - оставлено в силе.

Жалобы поступали на торги:

- по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для ЖС – 4;

- по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом – 21;

- по закупке товаров, услуг в порядке 44-ФЗ – 1;

- конкурсы на право заключения договора регулярных пассажирских перевозок - 44,

- на право заключения договора аренды муниципального имущества – 8;

- конкурсный отбор подрядной организации для проведения капитального ремонта

МКД (замена лифтового оборудования) – 28;

- по закупке товаров, услуг в порядке 223-ФЗ – 83;

- аукционы по продаже муниципального имущества (приватизация) – 2;

- аукционы на право заключения договора водопользования о предоставлении участка акватории – 2;

- аукцион по предоставлению права аренды лесного участка – 1;

- конкурсы по отбору аудитора, по продаже имущества должника (банкрота) - 5.

 

     В 2014году вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за нарушение заказчиком требований законодательства в сфере закупок для отдельных видов юридических лиц (223-ФЗ), в связи с чем было рассмотрено 15 административных дел о привлечении к административной ответственности виновных должностных лиц. Общая сумма штрафов составила 116 тыс. 500 рублей.

4. Контроль за закупками для государственных и муниципальных нужд.

 

За 2014 год в Тюменское УФАС России подана 371 жалоба (в 2013 – 452) участников  закупок, из них по существу рассмотрено 254 жалобы.

Из них на действия:         

        федеральных заказчиков - 33 жалобы признаны обоснованными, 30 необоснованными, выдано 34 предписания;

       субъектов федерации  –  15 жалоб признаны обоснованными, 93 необоснованными, выдано 18 предписаний;

        муниципального уровня– 34 жалобы признаны обоснованными, 49 необоснованными, выдано 25 предписаний.

  По результатам рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок выявлено 89 закупок с нарушениями Закона о контрактной системе  Все предписания, выданные заказчикам (уполномоченным органам, комиссиям  по осуществлению закупок) об устранении выявленных нарушений, исполнены в полном объеме и в установленные сроки.

Необходимо отметить, что Управлением в начале года также было рассмотрено  по существу 32  жалобы в порядке  требований  Федерального  Закона  от  21.07.2005 №94-ФЗ  «О  размещении  заказов  на  поставки  товаров,  выполнение  работ,  оказание  услуг  для  государственных  и  муниципальных  нужд».

 

В текущем периоде рассмотрено 140 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (в 2013 – 62), принято 48  решений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (25 - в 2013).

В 2014 году управлением рассмотрено 93 административных дела о нарушениях в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд  (в 2012 – 118), по результатам которых привлечены должностные лица  к административной ответственности на общую сумму  1948,0 тыс. рублей Уплачено административных штрафов на сумму 1654,0 тыс. рублей.

Обжаловано 17 постановлений о привлечении лиц к административной ответственности, из которых 15 - в суд, из них, ни одно не отменено, одно постановление прекращено в связи с малозначительностью совершенного правонарушения (ст.2.9.КоАП РФ).

 

5. Нарушения рекламного законодательства.

 

В сфере контроля за соблюдением законодательства о рекламе показатели управления в отчетном периоде возросли: рассмотрено 118 дел, возбужденных по фактам размещения (распространения) ненадлежащей рекламы. В 2013 году эта цифра составила 78.

Почти половину из них (50 дел) составили дела о незаконной рекламе, распространенной посредством смс сообщений.

Выявлялись и нарушения в рекламе финансовых услуг (18 от общего числа выявленных нарушений). Прежде всего, это касалось использования мелкого шрифта в рекламе условий оказания банковских услуг, а также рекламы долевого участия в строительстве жилья.

Не снижается количество выявленных фактов размещения незаконной рекламы алкогольной и табачной продукции (выявлено 11 нарушений требований ст.21 Закона о рекламе, в 2013 – 8 нарушений).

За 2014 год управлением рассмотрено 101 административное дело о нарушениях в сфере рекламы (в 2013 – 72 административных дел), по результатам которых привлечены юридические и индивидуальные предприниматели  к административной ответственности на общую сумму  6 125 000 рублей. 

7. Значимые дела Тюменского УФАС России в 2014 году.

 

 К числу значимых дел, рассмотренных в 2014 году Тюменским УФАС России, можно отнести дело о нарушении антимонопольного законодательства отношении ОАО «Газпром газораспределение Север» и дело в отношении ООО Управляющая компания «Союз-РВА».

Дело в отношении ОАО «Газпром газораспределение Север» возбуждено по результатам рассмотрения четырёх заявлений граждан о нарушении субъектом естественной монополии положений Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения

По результатам рассмотрения дела ОАО «Газпром газораспределение Север» выдано предписание об устранении препятствий при подключении к газораспределительной сети и приведении формы типового договора в соответствие с нормами законодательства. Следствием приведения формы типового договора в соответствии с требованиями Правил подключения является недопущение ущемления интересов неопределённого круга лиц со стороны доминирующего хозяйствующего субъекта.

Дело о нарушении антимонопольного законодательства  в отношении ООО «Управляющая компания «Союз-РВА» возбуждено Тюменским УФАС России по результатам рассмотрения заявления оператора связи ОАО «МТС». В результате рассмотрения дела   ООО «УК Союз-РВА» выдано обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путём предоставления оператору связи права доступа к местам общего пользования многоквартирных домов для обслуживания (размещения) оборудования (средств) связи в соответствии с требованиями законодательства.

Следствием устранения препятствий доступа оператора на рынок услуг связи, создаваемых Управляющей компанией, является получение оператором связи возможности реализовать услуги связи, что благоприятно влияет на уровень конкуренции на рынке связи.

8. Суммы штрафов наложенных Тюменским УФАС России за 2014 год..

 

Всего за 2014 год рассмотрено 330  административных дел (в 2013 – 263), штрафов, подлежащих к взысканию – на общую сумму 69 миллионов 351 тысяча  рублей.

Оплачено штрафов на  48 миллионов 68 тысяч рублей (в 2013 – 14 миллионов 246 тысяч рублей)

9.Адвокатирование Конкуренции

 

Управление Федеральной Антимонопольной службы по Тюменской области в 2014 году продолжало работу по адвакатиролванию конкуренции направленную на разъяснения норм антимонопольного законодательства.

За отчетный год было проведено 4 - Общественно-консультативных совета (ОКС) и 2 - Экспертных совета (ЭС) по рекламе. В рамках, реализации своих полномочий по «Дорожной карте. Развитее конкуренции в Тюменской области» были организованны семинары - совещания по рынку продовольствия и связи. Проведено боле 10 круглых столов с участием представителей антимонопольного ведомства. Сотрудники Управления проводят обучающие семинары по разъяснению законодательства в сфере закупок.

Управление расширило свое присутствие в социальном пространстве, появились официальные аккаунты в «инстаграм» и «скайп». В формате «скайп», также в 2014 году были организованные «горячие линии» по вопросам рекламного законодательства и подключения электричества на садовых участках.

Всего в 2014 и Тюменское УФАС организовало 4 «горячих линии» о вопросам, «рекламного законодательства», «как подключить электричество на даче», «перепрограммированию двухтарифных электросчетчиков» и  «по повышению цен на продукты питания». На последнюю, с 15 августа 2014 года, поступило более 350 звонков от граждан, преимущественно жалобы на гречку, овощи и курицу.

В помощь тюменцам сотрудниками управления разработан буклет «Путеводитель по подключению к газу» по аналогии с разработанным Путеводителем в 2013 году по установке и опломбировке приборов учета воды, путеводитель направлен на доступность восприятия информации для граждан,  о порядке подключения к газу и случаях когда необходимо незамедлительно обращаться в ФАС.

С ними вы можете ознакомиться на официальном сайте Управления по адресу http://tyumen.fas.gov.ru/ в разделе главное,  В Помощь заявителю, там также есть вся информация о порядке обращения в антимонопольный орган, указан перечень  необходимых документов,  сроки рассмотрения.

 На официальном сайте можно ознакомиться с графиком рассмотрения дел, с новостями, с изменениями законодательства, имеется форма обратной связи Написать в УФАС, а так же  с целью оптимизировать возможность обращения в антимонопольный орган разработаны примерные формы заявлений на нарушения антимонопольного и  рекламного законодательства, законодательства в сфере закупок.

 

Мы становимся ближе и доступнее

Тюменское УФАС России имеет свои личные официальные  странички в социальных сетях:

www.facebook.com/pages/Тюменское-УФАС-России

https://twitter.com/tyu_ufas

http://www.youtube.com/channel/UCCOTpiNYDQ2VgJU_R5EaX2Q

а с ноября 2013  Тюменское УФАС России имеет свою официальною страничку Вконтакте:

http://vk.com/id228563610

«Tyumen_ofas» в сети «инстаграм»       и ttu_ffs_72   в сети «скайп»

 

Дополнительная информация  может быть предоставлена в пресс-службе Тюменского УФАС России: тел. 505-805, моб. 8-932-321-72-91– Валерия Ферафонтова