• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Бензин дорожает: разбираемся, почему на тюменских заправках растут цены

 

В Тюмени, как и по всей стране, автомобилисты отмечают стремительный рост цен на бензин. С начала года топливо подорожало на несколько рублей. Повышение началось с 28 марта, спустя десять дней после очередных президентских выборов. До этого, согласно данным сервиса Яндекс, средняя цена на АИ-95 несколько месяцев держалась на уровне 39–40 рублей за литр. Сегодня за литр нужно выложить больше 42 рублей, а на некоторых заправках бензин и вовсе стоит дороже 44 рублей. На севере области ситуация еще критичнее — в Сургуте за литр бензина АИ-95 нужно заплатить 46 рублей.

 

 

Цены на заправке Лукойл

 

 

Разбираемся вместе с экспертами в причинах ползущих вверх цен и объясняем, из чего складывается стоимость топлива.

Почему подорожал бензин?

— Банк России в качестве причин называет рост цен на нефть и рост акцизов. Однако доля стоимости нефти в цене бензина не превышает 10%, акцизы при их доле примерно в 60% в цене бензина выросли с 1 января лишь на 50 копеек за литр. Резкий же рост цены на бензин можно наблюдать лишь с марта 2018 года, — пояснил доцент Дмитрий Руденко, замдиректора Финансово-экономического института ТюмГУ. — Рынок нефтепродуктов в России имеет олигопольный характер при доминировании нескольких крупных игроков, которые осуществляют деятельность на всех сегментах от добычи и переработки до розничной реализации нефтепродуктов. Крупные компании сейчас являются маркетмейкерами, независимые трейдеры с оптового рынка вытесняются. Всё это позволяет регулировать объем предложения бензина на оптовом рынке и влиять на цену. В апреле-мае 2018 года в качестве фактора роста цен на бензин мы видим ослабление курса национальной валюты в условиях слабой конкуренции на внутреннем рынке. На рынке сохраняется экспортный паритет, так как крупные компании предпочитают экспортировать топливо, сокращая его предложение на внутреннем рынке.

Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в котором доминирует крайне малое количество фирм.

Эксперт отмечает, что при пересчете в доллары цена бензина не растет, а снижается. На 18 мая цена АИ-95 составила в среднем 42 рубля 81 копейку за литр или 68 центов, при этом в марте 2018 года при среднем курсе в 57 рублей 6 копеек за доллар литр бензина стоил в среднем 71 цент.

Есть ли нарушения в повышении цен?

За соблюдением антимонопольного законодательства в регионе следит УФАС. В региональном управлении сообщили, что цены мониторятся, и пока признаков нарушений нет.

— Мы получаем информацию от крупнейших игроков розничного рынка — сетей заправок Газпронефть, Лукойл и Н-1, — рассказал Игорь Веретенников, глава регионального УФАС. — Они направляют нам информацию по розничным и закупочным ценам. Мы анализируем и выясняем, обоснованно или нет установлены цены. На сегодняшний день мониторинг показывает, что рост цен начался с января 2018 года. Только в этом году топливо подорожало в рознице на 4–5%, при этом закупочная цена увеличилась на 15–17%. То есть мы наблюдаем, что рост оптовых цен кратно превышает рост розничных. Компании работают не в убыток, но больших прибылей тоже не получают. Признаков монопольно высоких цен пока нет, признаков картелей тоже нет. Мы видим, что они действуют совершенно самостоятельно, у каждого свой рост, своя цена в рознице.

Руководитель антимонопольного ведомства отметил, что на региональном уровне мониторят только операторов розничного рынка. За теми, кто производит топливо, наблюдает центральный аппарат УФАС. На цены у НПЗ влияют несколько факторов.

 

 

Цены на заправках H-1

 

— Как нам поясняют, на стоимости отражается фискальная политика государства (постоянно увеличивающийся акциз), внеплановые ремонты нефтеперерабатывающих заводов, рост мировых цен на нефть. Это основные факторы, влияющие на оптовую цену топлива. Нужно отметить, что государство не регулирует цену на нефтепродукты, на бензин расценки складываются рыночным путем под влиянием спроса, предложения, — пояснил Игорь Веретенников.

Что дальше

С 1 июля был запланирован очередной рост акцизов. На автомобильный бензин пятого класса он должен был вырасти на 6%, а на дизельное топливо — на 7,7%. Накануне стало известно, что правительство прорабатывает план по снижению акцизов. По сообщению «Эхо Москвы», вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что рост цен приостановится, но падать они не будут. Прогнозируют, что снижение акцизов приведет к тому, что бюджет недополучит 100 миллиардов рублей. Эту сумму якобы удастся компенсировать из других источников.



Оригинал материала: https://72.ru/text/gorod/434399263145991.html?block