Решение и предписание по делу № К14/135

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов
Номер дела: № К14/135
Дата публикации: 23 сентября 2014, 13:18

Ререние по делу № К14/135

 

Резолютивная часть объявлена 02.09.2014.

Решение в полном объеме изготовлено 16.09.2014.                                          г. Тюмень

 

Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:Поткина И.В.- заместитель руководителя  управления,

Члены комиссии:Москвичева О.Н.- начальник отдела,

Дрок О.В.- ведущий специалист-эксперт,

рассмотрев дело № К14/135, возбужденное по признакам нарушения администрацией Нижнетавдинского муниципального района (626020, Тюменская обл., с. Нижняя Тавда, ул. Калинина, д.54) чч. 1, 2 ст. 17 Федерального закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии представителя ответчика – администрации Нижнетавдинского муниципального района – Афанасьева Александра Петровича (доверенность № 253 от 01.09.2014),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения планового контрольного мероприятия, проведенного уполномоченной инспекцией Управления 27.01.2014-12.02.2014 (акт № 02 от 12.02.2014),  в отношении администрации Нижнетавдинского муниципального района (далее - Администрация) установлено, что в проверяемый период отделом имущественных отношений администрации Нижнетавдинского муниципального района были проведены торги на право заключения договоров аренды муниципального имущества с нарушением требований антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, приказом Тюменского УФАС России от 15.07.2014г. № 482 в отношении администрации Нижнетавдинского муниципального района было возбуждено дело по признакам нарушения чч. 1, 2 ст.17 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела было назначено на 02.09.2014.

 

В заседании Комиссии по рассмотрению настоящего дела, состоявшемся 02.09.2014, представитель Ответчика по факту нарушения требований антимонопольного законодательства пояснил, что в настоящее время Администрация проводит работу по расторжению действующих договоров, заключенных с нарушениями антимонопольного законодательства и подготовки конкурсной документации в соответствии с действующим законодательством.

 

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и заслушав пояснения Ответчика, пришла к следующему  выводу. По общему правилу, закрепленному в ч.1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров осуществляется по результатам проведения торгов.

В соответствии с ч. 5 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции приказом ФАС России № 67 от 10.2.2010 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее – Правила).

В результате анализа документаций по торгам, проведенных администрацией в 2011-2013 годах, было установлено следующее.

Пунктом 38 Правил, при разработке конкурсной документации запрещается включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного государственного или муниципального имущества, в частности, включение в состав одного лота государственного или муниципального имущества, предназначенного для электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с конкурсной документацией открытого конкурса № К-3 на право заключения договоров аренды муниципального имущества Нижнетавдинского муниципального района (ЖКХ), утв. 24.01.2011, на конкурс был выставлен один лот - имущество, предназначенное для осуществления услуг ЖКХ на территории Нижнетавдинского муниципального района.

При этом, в соответствии с приложением №1 к договору аренды, являющемуся неотъемлемой частью конкурсной документации, в данный лот вошло муниципальное имущество технологически и функционально не связанное между собой, в частности: нежилые здания (административное здание, склад, столярный цех, гараж и т.д.), котельные, насосные станции, автомашины, теплосети, скважины, водобашни, сети водопровода.

Формируя лоты, организатору торгов необходимо учитывать технологическую и функциональную связь муниципального имущества, чтобы не допустить ограничения круга возможных участников конкурса. Объединение в один лот объектов, технологически и функционально не связанных между собой, лишает лицо, заинтересованное в приобретении права аренды муниципального имущества в количестве, меньшем чем объединено в укрупненном лоте, возможности реализации такого права, навязывая ему пользование всеми объектами.

Действия организатора торгов по объединению в 1 лоте объектов, не имеющих технологической и функциональной связи, содержат признаки нарушения чч. 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно протоколу №3 от 16.03.2011 на участие в конкурсе была подана только одна заявка – ЗАО «Тавда-Уют». Вместе с тем, конкурсное предложение от ЗАО «Тавда-Уют» не поступило, в связи с чем организатором торгов было принято решение о проведении повторных торгов (протокол №4 от 17.03.2011).

При проведении повторного конкурса (№ К-7) на право заключения договоров аренды муниципального имущества Нижнетавдинского муниципального района (ЖКХ) лот был сформирован аналогичным образом.

Конкурс был признан несостоявшимся, договор аренды сроком на 11 месяцев был заключен с единственным участником – ЗАО «Тавда-Уют» (протокол № 4 от 21.06.2011).

По истечении срока договора отделом имущественных отношений администрации Нижнетавдинского муниципального района в 2012 году был проведен открытый конкурс № К-2/12, при этом в один лот было объединено тоже самое имущество, что и при проведении конкурсов № К-3 и К-7 в 2011 году.

Договор по результатам конкурса № К-2/12 также был заключен с единственным участником – ООО «Тавда-Уют».

 

Разделом III Правил установлены требования к участникам конкурсов и аукционов.

Так,  в соответствии с п. 17, п. 18 Правил участником конкурсов или аукционов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора. Участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам.

При этом, согласно п. 19 Правил организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов. Также, не допускается включение в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к объему, перечню, качеству и срокам работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, а также требований к качеству, техническим характеристикам, товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества) требований к участнику аукциона (в том числе требований к квалификации участника аукциона, включая наличие у участника аукциона опыта работы), а также требований к его деловой репутации, требований наличия у участника аукциона производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов (п. 111 Правил).

 В нарушение указанных норм, отделом имущественных отношений администрации Нижнетавдинского муниципального района при проведении конкурсов на право заключения договоров аренды муниципального имущества устанавливались следующие не предусмотренные законодательством требования к участникам:

1) место нахождения на территории Нижнетавдинского муниципального района (№К-3 2011г., №К-4 2011г.);

2) опыт осуществления услуг ЖКХ на территории Нижнетавдинского муниципального района (№К-3 2011г., №К-7 2011г., №К2/12);

3) опыт оказания услуг по сбыту электроэнергии не менее 3-х лет (№К-11 2011г.);

4) опыт работы по эксплуатации электроустановок напряжением 0,4 – 10 кВ, техническому обслуживанию, оперативно-диспетчерскому управлению, оказанию услуг по передаче и распределению электроэнергии (№К-10 2011г., №К7/13);

5) опыт осуществления расчетно-кассового обслуживания населения на территории Нижнетавдинского муниципального района (№К-8 2011г, №К-9 2011г.);

6) опыт оказания услуг телекоммуникационной связи (№К-5 2011г.);

7) опыт оказания банковских услуг (№К-1/12);

8) опыт осуществления пассажирских перевозок (№К3/12);

9) опыт снабжения населения района баллонами со сжиженным газом (№К3/12);

10) осуществление швейного производства спецодежды (№К1/13);

11) осуществление закупа сельхозпродукции у населения района и оказание сельскохозяйственных услуг населению района (№К2/13);

12) осуществление операций с недвижимым имуществом (№К4/13).

При этом, при проведении всех торгов на заключение договоров аренды в 2011-2013 гг. отделом имущественных отношений администрации Нижнетавдинского муниципального района устанавливалось требование о том, что участниками могут быть только юридические лица.

Также, разделом 1 конкурсной документации открытого конкурса №К-4 на право заключения договоров аренды, утв. 27.01.2011, было установлено, что имущество передается сельскохозяйственным и потребительским кооперативам.

Из анализа норм Гражданского кодекса РФ следует, что «производственный кооператив» является одной из организационно-правовых форм юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, «потребительский кооператив» - одной из форм некоммерческих организаций. В свою очередь, указание  на возможность принять участие в торгах лишь лицам, осуществляющим свою деятельность в форме кооператива, является ограничением для участия в торгах для лиц, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность в иной организационно-правовой форме.

Установление непредусмотренных законом требований к участникам торгов ведет к ограничению числа участников, что запрещено ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

 

Таким образом, Комиссия пришла к выводам о наличии нарушения администрацией Нижнетавдинского муниципального района антимонопольного законодательства при проведении торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.    Признать в действиях администрации Нижнетавдинского муниципального района нарушение чч. 1, 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в объединении в 1 лот объектов, технологически и функционально не связанных между собой, а также установление непредусмотренных действующим законодательством требований к участникам торгов, что могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе ограничению доступа к участию в торгах.

2.    Выдать администрации Нижнетавдинского муниципального района обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно при проведении аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, руководствоваться требованиями действующего законодательства, регулирующего данные правоотношения, не допускать совершения действий, которые могут привести к ограничению конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии                                                                             И.В. Поткина

 

Члены Комиссии:                                                                              О.Н. Москвичева

 

 О.В. Дрок

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Предписание по делу № К14/135

 

16.09.2014                                                                                                  г. Тюмень

 

Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:Поткина И.В.- заместитель руководителя      управления,

Члены комиссии:Москвичева О.Н.- начальник отдела,

Дрок О.В.- ведущий специалист-эксперт,

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия на основании своего  решения  от 15.09.2014 по делу № К14/135 о нарушении чч. 1, 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  администрацией Нижнетавдинского муниципального района,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.    Администрации Нижнетавдинского муниципального района в срок до 25.12.2014г.  прекратить нарушение чч.. 1, 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции, а именно при проведении торгов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, руководствоваться требованиями действующего законодательства, регулирующего данные правоотношения, не допускать совершения действий, которые могут привести к ограничению конкуренции.

2.    О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения, предоставив надлежащим образом заверенные копии документов о проведении торгов в течение 2014 года, как-то: извещений, документаций о торгах, протоколов, составленных в ходе проведения торгов, договоров, заключенных по итогам торгов.

 

Председатель Комиссии                                                                                        И.В. Поткина      

 

Члены Комиссии:                                                                                        О.Н. Москвичева

 

                                                                                                        О.В. Дрок

                                                                                                                             

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного ор

 

stdClass Object ( [vid] => 8961 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу № К14/135 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8961 [type] => solution [language] => ru [created] => 1411456925 [changed] => 1411456925 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1411456925 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Ререние по делу № К14/135

 

Резолютивная часть объявлена 02.09.2014.

Решение в полном объеме изготовлено 16.09.2014.                                          г. Тюмень

 

Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:Поткина И.В.- заместитель руководителя  управления,

Члены комиссии:Москвичева О.Н.- начальник отдела,

Дрок О.В.- ведущий специалист-эксперт,

рассмотрев дело № К14/135, возбужденное по признакам нарушения администрацией Нижнетавдинского муниципального района (626020, Тюменская обл., с. Нижняя Тавда, ул. Калинина, д.54) чч. 1, 2 ст. 17 Федерального закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии представителя ответчика – администрации Нижнетавдинского муниципального района – Афанасьева Александра Петровича (доверенность № 253 от 01.09.2014),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения планового контрольного мероприятия, проведенного уполномоченной инспекцией Управления 27.01.2014-12.02.2014 (акт № 02 от 12.02.2014),  в отношении администрации Нижнетавдинского муниципального района (далее - Администрация) установлено, что в проверяемый период отделом имущественных отношений администрации Нижнетавдинского муниципального района были проведены торги на право заключения договоров аренды муниципального имущества с нарушением требований антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, приказом Тюменского УФАС России от 15.07.2014г. № 482 в отношении администрации Нижнетавдинского муниципального района было возбуждено дело по признакам нарушения чч. 1, 2 ст.17 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела было назначено на 02.09.2014.

 

В заседании Комиссии по рассмотрению настоящего дела, состоявшемся 02.09.2014, представитель Ответчика по факту нарушения требований антимонопольного законодательства пояснил, что в настоящее время Администрация проводит работу по расторжению действующих договоров, заключенных с нарушениями антимонопольного законодательства и подготовки конкурсной документации в соответствии с действующим законодательством.

 

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и заслушав пояснения Ответчика, пришла к следующему  выводу. По общему правилу, закрепленному в ч.1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров осуществляется по результатам проведения торгов.

В соответствии с ч. 5 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции приказом ФАС России № 67 от 10.2.2010 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее – Правила).

В результате анализа документаций по торгам, проведенных администрацией в 2011-2013 годах, было установлено следующее.

Пунктом 38 Правил, при разработке конкурсной документации запрещается включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного государственного или муниципального имущества, в частности, включение в состав одного лота государственного или муниципального имущества, предназначенного для электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с конкурсной документацией открытого конкурса № К-3 на право заключения договоров аренды муниципального имущества Нижнетавдинского муниципального района (ЖКХ), утв. 24.01.2011, на конкурс был выставлен один лот - имущество, предназначенное для осуществления услуг ЖКХ на территории Нижнетавдинского муниципального района.

При этом, в соответствии с приложением №1 к договору аренды, являющемуся неотъемлемой частью конкурсной документации, в данный лот вошло муниципальное имущество технологически и функционально не связанное между собой, в частности: нежилые здания (административное здание, склад, столярный цех, гараж и т.д.), котельные, насосные станции, автомашины, теплосети, скважины, водобашни, сети водопровода.

Формируя лоты, организатору торгов необходимо учитывать технологическую и функциональную связь муниципального имущества, чтобы не допустить ограничения круга возможных участников конкурса. Объединение в один лот объектов, технологически и функционально не связанных между собой, лишает лицо, заинтересованное в приобретении права аренды муниципального имущества в количестве, меньшем чем объединено в укрупненном лоте, возможности реализации такого права, навязывая ему пользование всеми объектами.

Действия организатора торгов по объединению в 1 лоте объектов, не имеющих технологической и функциональной связи, содержат признаки нарушения чч. 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно протоколу №3 от 16.03.2011 на участие в конкурсе была подана только одна заявка – ЗАО «Тавда-Уют». Вместе с тем, конкурсное предложение от ЗАО «Тавда-Уют» не поступило, в связи с чем организатором торгов было принято решение о проведении повторных торгов (протокол №4 от 17.03.2011).

При проведении повторного конкурса (№ К-7) на право заключения договоров аренды муниципального имущества Нижнетавдинского муниципального района (ЖКХ) лот был сформирован аналогичным образом.

Конкурс был признан несостоявшимся, договор аренды сроком на 11 месяцев был заключен с единственным участником – ЗАО «Тавда-Уют» (протокол № 4 от 21.06.2011).

По истечении срока договора отделом имущественных отношений администрации Нижнетавдинского муниципального района в 2012 году был проведен открытый конкурс № К-2/12, при этом в один лот было объединено тоже самое имущество, что и при проведении конкурсов № К-3 и К-7 в 2011 году.

Договор по результатам конкурса № К-2/12 также был заключен с единственным участником – ООО «Тавда-Уют».

 

Разделом III Правил установлены требования к участникам конкурсов и аукционов.

Так,  в соответствии с п. 17, п. 18 Правил участником конкурсов или аукционов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора. Участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам.

При этом, согласно п. 19 Правил организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов. Также, не допускается включение в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к объему, перечню, качеству и срокам работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, а также требований к качеству, техническим характеристикам, товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества) требований к участнику аукциона (в том числе требований к квалификации участника аукциона, включая наличие у участника аукциона опыта работы), а также требований к его деловой репутации, требований наличия у участника аукциона производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов (п. 111 Правил).

 В нарушение указанных норм, отделом имущественных отношений администрации Нижнетавдинского муниципального района при проведении конкурсов на право заключения договоров аренды муниципального имущества устанавливались следующие не предусмотренные законодательством требования к участникам:

1) место нахождения на территории Нижнетавдинского муниципального района (№К-3 2011г., №К-4 2011г.);

2) опыт осуществления услуг ЖКХ на территории Нижнетавдинского муниципального района (№К-3 2011г., №К-7 2011г., №К2/12);

3) опыт оказания услуг по сбыту электроэнергии не менее 3-х лет (№К-11 2011г.);

4) опыт работы по эксплуатации электроустановок напряжением 0,4 – 10 кВ, техническому обслуживанию, оперативно-диспетчерскому управлению, оказанию услуг по передаче и распределению электроэнергии (№К-10 2011г., №К7/13);

5) опыт осуществления расчетно-кассового обслуживания населения на территории Нижнетавдинского муниципального района (№К-8 2011г, №К-9 2011г.);

6) опыт оказания услуг телекоммуникационной связи (№К-5 2011г.);

7) опыт оказания банковских услуг (№К-1/12);

8) опыт осуществления пассажирских перевозок (№К3/12);

9) опыт снабжения населения района баллонами со сжиженным газом (№К3/12);

10) осуществление швейного производства спецодежды (№К1/13);

11) осуществление закупа сельхозпродукции у населения района и оказание сельскохозяйственных услуг населению района (№К2/13);

12) осуществление операций с недвижимым имуществом (№К4/13).

При этом, при проведении всех торгов на заключение договоров аренды в 2011-2013 гг. отделом имущественных отношений администрации Нижнетавдинского муниципального района устанавливалось требование о том, что участниками могут быть только юридические лица.

Также, разделом 1 конкурсной документации открытого конкурса №К-4 на право заключения договоров аренды, утв. 27.01.2011, было установлено, что имущество передается сельскохозяйственным и потребительским кооперативам.

Из анализа норм Гражданского кодекса РФ следует, что «производственный кооператив» является одной из организационно-правовых форм юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, «потребительский кооператив» - одной из форм некоммерческих организаций. В свою очередь, указание  на возможность принять участие в торгах лишь лицам, осуществляющим свою деятельность в форме кооператива, является ограничением для участия в торгах для лиц, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность в иной организационно-правовой форме.

Установление непредусмотренных законом требований к участникам торгов ведет к ограничению числа участников, что запрещено ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

 

Таким образом, Комиссия пришла к выводам о наличии нарушения администрацией Нижнетавдинского муниципального района антимонопольного законодательства при проведении торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.    Признать в действиях администрации Нижнетавдинского муниципального района нарушение чч. 1, 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в объединении в 1 лот объектов, технологически и функционально не связанных между собой, а также установление непредусмотренных действующим законодательством требований к участникам торгов, что могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе ограничению доступа к участию в торгах.

2.    Выдать администрации Нижнетавдинского муниципального района обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно при проведении аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, руководствоваться требованиями действующего законодательства, регулирующего данные правоотношения, не допускать совершения действий, которые могут привести к ограничению конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии                                                                             И.В. Поткина

 

Члены Комиссии:                                                                              О.Н. Москвичева

 

 О.В. Дрок

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Предписание по делу № К14/135

 

16.09.2014                                                                                                  г. Тюмень

 

Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:Поткина И.В.- заместитель руководителя      управления,

Члены комиссии:Москвичева О.Н.- начальник отдела,

Дрок О.В.- ведущий специалист-эксперт,

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия на основании своего  решения  от 15.09.2014 по делу № К14/135 о нарушении чч. 1, 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  администрацией Нижнетавдинского муниципального района,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.    Администрации Нижнетавдинского муниципального района в срок до 25.12.2014г.  прекратить нарушение чч.. 1, 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции, а именно при проведении торгов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, руководствоваться требованиями действующего законодательства, регулирующего данные правоотношения, не допускать совершения действий, которые могут привести к ограничению конкуренции.

2.    О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения, предоставив надлежащим образом заверенные копии документов о проведении торгов в течение 2014 года, как-то: извещений, документаций о торгах, протоколов, составленных в ходе проведения торгов, договоров, заключенных по итогам торгов.

 

Председатель Комиссии                                                                                        И.В. Поткина      

 

Члены Комиссии:                                                                                        О.Н. Москвичева

 

                                                                                                        О.В. Дрок

                                                                                                                             

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного ор

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Ререние по делу № К14/135

 

Резолютивная часть объявлена 02.09.2014.

Решение в полном объеме изготовлено 16.09.2014.                                          г. Тюмень

 

Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:Поткина И.В.- заместитель руководителя  управления,

Члены комиссии:Москвичева О.Н.- начальник отдела,

Дрок О.В.- ведущий специалист-эксперт,

рассмотрев дело № К14/135, возбужденное по признакам нарушения администрацией Нижнетавдинского муниципального района (626020, Тюменская обл., с. Нижняя Тавда, ул. Калинина, д.54) чч. 1, 2 ст. 17 Федерального закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии представителя ответчика – администрации Нижнетавдинского муниципального района – Афанасьева Александра Петровича (доверенность № 253 от 01.09.2014),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения планового контрольного мероприятия, проведенного уполномоченной инспекцией Управления 27.01.2014-12.02.2014 (акт № 02 от 12.02.2014),  в отношении администрации Нижнетавдинского муниципального района (далее - Администрация) установлено, что в проверяемый период отделом имущественных отношений администрации Нижнетавдинского муниципального района были проведены торги на право заключения договоров аренды муниципального имущества с нарушением требований антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, приказом Тюменского УФАС России от 15.07.2014г. № 482 в отношении администрации Нижнетавдинского муниципального района было возбуждено дело по признакам нарушения чч. 1, 2 ст.17 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела было назначено на 02.09.2014.

 

В заседании Комиссии по рассмотрению настоящего дела, состоявшемся 02.09.2014, представитель Ответчика по факту нарушения требований антимонопольного законодательства пояснил, что в настоящее время Администрация проводит работу по расторжению действующих договоров, заключенных с нарушениями антимонопольного законодательства и подготовки конкурсной документации в соответствии с действующим законодательством.

 

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и заслушав пояснения Ответчика, пришла к следующему  выводу. По общему правилу, закрепленному в ч.1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров осуществляется по результатам проведения торгов.

В соответствии с ч. 5 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции приказом ФАС России № 67 от 10.2.2010 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее – Правила).

В результате анализа документаций по торгам, проведенных администрацией в 2011-2013 годах, было установлено следующее.

Пунктом 38 Правил, при разработке конкурсной документации запрещается включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного государственного или муниципального имущества, в частности, включение в состав одного лота государственного или муниципального имущества, предназначенного для электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с конкурсной документацией открытого конкурса № К-3 на право заключения договоров аренды муниципального имущества Нижнетавдинского муниципального района (ЖКХ), утв. 24.01.2011, на конкурс был выставлен один лот - имущество, предназначенное для осуществления услуг ЖКХ на территории Нижнетавдинского муниципального района.

При этом, в соответствии с приложением №1 к договору аренды, являющемуся неотъемлемой частью конкурсной документации, в данный лот вошло муниципальное имущество технологически и функционально не связанное между собой, в частности: нежилые здания (административное здание, склад, столярный цех, гараж и т.д.), котельные, насосные станции, автомашины, теплосети, скважины, водобашни, сети водопровода.

Формируя лоты, организатору торгов необходимо учитывать технологическую и функциональную связь муниципального имущества, чтобы не допустить ограничения круга возможных участников конкурса. Объединение в один лот объектов, технологически и функционально не связанных между собой, лишает лицо, заинтересованное в приобретении права аренды муниципального имущества в количестве, меньшем чем объединено в укрупненном лоте, возможности реализации такого права, навязывая ему пользование всеми объектами.

Действия организатора торгов по объединению в 1 лоте объектов, не имеющих технологической и функциональной связи, содержат признаки нарушения чч. 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно протоколу №3 от 16.03.2011 на участие в конкурсе была подана только одна заявка – ЗАО «Тавда-Уют». Вместе с тем, конкурсное предложение от ЗАО «Тавда-Уют» не поступило, в связи с чем организатором торгов было принято решение о проведении повторных торгов (протокол №4 от 17.03.2011).

При проведении повторного конкурса (№ К-7) на право заключения договоров аренды муниципального имущества Нижнетавдинского муниципального района (ЖКХ) лот был сформирован аналогичным образом.

Конкурс был признан несостоявшимся, договор аренды сроком на 11 месяцев был заключен с единственным участником – ЗАО «Тавда-Уют» (протокол № 4 от 21.06.2011).

По истечении срока договора отделом имущественных отношений администрации Нижнетавдинского муниципального района в 2012 году был проведен открытый конкурс № К-2/12, при этом в один лот было объединено тоже самое имущество, что и при проведении конкурсов № К-3 и К-7 в 2011 году.

Договор по результатам конкурса № К-2/12 также был заключен с единственным участником – ООО «Тавда-Уют».

 

Разделом III Правил установлены требования к участникам конкурсов и аукционов.

Так,  в соответствии с п. 17, п. 18 Правил участником конкурсов или аукционов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора. Участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам.

При этом, согласно п. 19 Правил организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов. Также, не допускается включение в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к объему, перечню, качеству и срокам работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, а также требований к качеству, техническим характеристикам, товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества) требований к участнику аукциона (в том числе требований к квалификации участника аукциона, включая наличие у участника аукциона опыта работы), а также требований к его деловой репутации, требований наличия у участника аукциона производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов (п. 111 Правил).

 В нарушение указанных норм, отделом имущественных отношений администрации Нижнетавдинского муниципального района при проведении конкурсов на право заключения договоров аренды муниципального имущества устанавливались следующие не предусмотренные законодательством требования к участникам:

1) место нахождения на территории Нижнетавдинского муниципального района (№К-3 2011г., №К-4 2011г.);

2) опыт осуществления услуг ЖКХ на территории Нижнетавдинского муниципального района (№К-3 2011г., №К-7 2011г., №К2/12);

3) опыт оказания услуг по сбыту электроэнергии не менее 3-х лет (№К-11 2011г.);

4) опыт работы по эксплуатации электроустановок напряжением 0,4 – 10 кВ, техническому обслуживанию, оперативно-диспетчерскому управлению, оказанию услуг по передаче и распределению электроэнергии (№К-10 2011г., №К7/13);

5) опыт осуществления расчетно-кассового обслуживания населения на территории Нижнетавдинского муниципального района (№К-8 2011г, №К-9 2011г.);

6) опыт оказания услуг телекоммуникационной связи (№К-5 2011г.);

7) опыт оказания банковских услуг (№К-1/12);

8) опыт осуществления пассажирских перевозок (№К3/12);

9) опыт снабжения населения района баллонами со сжиженным газом (№К3/12);

10) осуществление швейного производства спецодежды (№К1/13);

11) осуществление закупа сельхозпродукции у населения района и оказание сельскохозяйственных услуг населению района (№К2/13);

12) осуществление операций с недвижимым имуществом (№К4/13).

При этом, при проведении всех торгов на заключение договоров аренды в 2011-2013 гг. отделом имущественных отношений администрации Нижнетавдинского муниципального района устанавливалось требование о том, что участниками могут быть только юридические лица.

Также, разделом 1 конкурсной документации открытого конкурса №К-4 на право заключения договоров аренды, утв. 27.01.2011, было установлено, что имущество передается сельскохозяйственным и потребительским кооперативам.

Из анализа норм Гражданского кодекса РФ следует, что «производственный кооператив» является одной из организационно-правовых форм юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, «потребительский кооператив» - одной из форм некоммерческих организаций. В свою очередь, указание  на возможность принять участие в торгах лишь лицам, осуществляющим свою деятельность в форме кооператива, является ограничением для участия в торгах для лиц, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность в иной организационно-правовой форме.

Установление непредусмотренных законом требований к участникам торгов ведет к ограничению числа участников, что запрещено ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

 

Таким образом, Комиссия пришла к выводам о наличии нарушения администрацией Нижнетавдинского муниципального района антимонопольного законодательства при проведении торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.    Признать в действиях администрации Нижнетавдинского муниципального района нарушение чч. 1, 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в объединении в 1 лот объектов, технологически и функционально не связанных между собой, а также установление непредусмотренных действующим законодательством требований к участникам торгов, что могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе ограничению доступа к участию в торгах.

2.    Выдать администрации Нижнетавдинского муниципального района обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно при проведении аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, руководствоваться требованиями действующего законодательства, регулирующего данные правоотношения, не допускать совершения действий, которые могут привести к ограничению конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии                                                                             И.В. Поткина

 

Члены Комиссии:                                                                              О.Н. Москвичева

 

 О.В. Дрок

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Предписание по делу № К14/135

 

16.09.2014                                                                                                  г. Тюмень

 

Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:Поткина И.В.- заместитель руководителя      управления,

Члены комиссии:Москвичева О.Н.- начальник отдела,

Дрок О.В.- ведущий специалист-эксперт,

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия на основании своего  решения  от 15.09.2014 по делу № К14/135 о нарушении чч. 1, 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  администрацией Нижнетавдинского муниципального района,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.    Администрации Нижнетавдинского муниципального района в срок до 25.12.2014г.  прекратить нарушение чч.. 1, 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции, а именно при проведении торгов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, руководствоваться требованиями действующего законодательства, регулирующего данные правоотношения, не допускать совершения действий, которые могут привести к ограничению конкуренции.

2.    О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения, предоставив надлежащим образом заверенные копии документов о проведении торгов в течение 2014 года, как-то: извещений, документаций о торгах, протоколов, составленных в ходе проведения торгов, договоров, заключенных по итогам торгов.

 

Председатель Комиссии                                                                                        И.В. Поткина      

 

Члены Комиссии:                                                                                        О.Н. Москвичева

 

                                                                                                        О.В. Дрок

                                                                                                                             

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного ор

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № К14/135 [format] => [safe_value] => № К14/135 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 58 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 58 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-23 07:18:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-16 07:18:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1411456925 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тюменское УФАС России )