Информация об отказе в предоставлении муниципальной преференции ИП Гафурову Р.М.

Тюменское УФАС России, рассмотрев в соответствии с п. 3.10 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, утв. приказом ФАС России № 841 от 16.12.2009 (далее – Регламент), заявление администрации Чикчинского муниципального образования (далее также – Администрация)  от 24.11.2021 исх. № 1222 (вх. № 11922 от 29.11.2021) о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ИП Гафурову Р.М. путем передачи по договору аренды муниципального имущества, а именно нежилого здания, общей площадью 433,1 кв. м., расположенного по адресу: Тюменская область. Тюменский район, с. Чикча, ул. Ю. Гагарина, 15, - на срок 3 года, настоящим сообщает следующее.

Во-первых, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон) и в заявлении, и в проекте акта не указана цель предоставления преференции в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 19 Закона.

Во-вторых, как уже ранее сообщалось (письмо управления от 07.10.2021 № ИВ/6455), поскольку из представленного пакета документов усматривается, что  Администрацией планируется все-таки предоставление преференции в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 13 ч. 1 ст. 19 Закона), то в таком случае заявления о даче согласия на предоставление преференций в антимонопольный орган не направляются.

Вместе с тем, при предоставлении преференции именно в указанных целях – поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – необходимо руководствоваться следующим.

Преференции, порядок предоставления которых регламентирован Законом о защите конкуренции, являются одним из видов поддержки, в том числе оказываемой субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон о развитии предпринимательства).

Пункт 5 ст. 3 Закона о развитии предпринимательства определяет понятие поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона о развитии предпринимательства поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, в том числе гарантийную, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Статьей 14 указанного Федерального закона установлено, что оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления должно осуществляться с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции.

Согласно п. 3 ч. 5 ст. 14 Закона о развитии предпринимательства в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если ранее в отношении заявителя было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли.

В ч. 2 ст. 16 Закона о развитии предпринимательства установлено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

При обращении за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить органу власти (ОМС) документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным ст. 4 Закона о развитии предпринимательства, и условиям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Отсюда следует, что наличие программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, определяющей условия и порядок оказания поддержки хозяйствующим субъектам, является необходимым условием при предоставлении государственной или муниципальной преференции.

Региональные (муниципальные) программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства утверждаются нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) и подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации и сети «Интернет».

 В свою очередь, при предоставлении государственной или муниципальной преференции субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) в соответствии с указанными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства согласие антимонопольного органа не требуется.

Так, в проекте акта, которым предусматривается предоставление муниципальной преференции ИП Гафурову Р.М., имеются сведения о том. что распоряжением Администрации № 61 от 23.05.2018 утверждена муниципальная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства…».

Таким образом, в том случае, если указанная муниципальная программа содержит условия и порядок оказания имущественной поддержки хозяйствующим субъектам, является действующей (в том числе официально опубликована), то предоставление муниципальной преференции  в таком случае осуществляется без согласования с антимонопольным органом.

В связи с вышеизложенным, предоставление преференции в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства может предоставляться только на основании соответствующей программы (подпрограммы).

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 20 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган принимает решение об отказе в предоставлении государственной или муниципальной преференции, если государственная или муниципальная преференция не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 Закона, или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции.

Таким образом, Тюменское УФАС России, руководствуясь п. 3 ч. 3 ст. 20 Закона о защите конкуренции настоящим сообщает об отказе в предоставлении муниципальной преференции.