Чем ломбард лучше комиссионки и какие суши любят в тюменском УФАС

Во вторник прошло заседание Общественного совета при УФАС по Тюменской области, на котором присутствовал корреспондент «ТюменьPRO». Один из самых интересных вопросов повестки дня был посвящен недостоверной рекламе, которая окружает тюменцев буквально со всех сторон.

О недостоверной рекламе и ответственности за нее, рассказала заместитель руководителя тюменского УФАС и секретарь Общественного совета Светлана Марчук. Согласно части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения.

 

В частности, недостоверной рекламой является информация о стоимости товара, порядке его оплаты, размере скидок и других условиях приобретения товара, а также об изготовителе или о продавце рекламируемого товара. Это может быть также информация о преимуществах одного товара перед другими или о получении медалей, призов, дипломов или иных наград. Сведения о составе товара, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, о месте его происхождения, сроках службы и годности товара также подпадают под недостоверную рекламу. Недостоверной рекламой признается также информация о правилах и сроках проведения конкурса, игры или лотереи.

 

Светлана Марчук привела членам совета и конкретные примеры недобросовестной рекламы из дел, возбужденных антимонопольным органом.

Например, аптека «Вита» (ООО «Гамма) распространяла в п. Винзили листовки с предложением принять участие в рекламной акции. При этом информация в листовках не содержала всей необходимой информации об организаторе акции, о правилах ее проведения, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения.

В аудиоролике, транслировавшемся на одной из радиостанций, рекламировались жилые дома в микрорайоне «Правобережный», имеющем «свою набережную». К рассмотрению дела были привлечены представители ГУС Тюменской области. Было установлено, что объект городской инфраструктуры под названием «набережная», в том понимании, которое ассоциируется у потребителя с обустроенной набережной реки Тура, не может рекламироваться как дополнение к продаваемой застройщиком квартире. В противном случае такой земельный участок должен быть оформлен в собственность или на другом законном праве принадлежать жильцам дома.

Индивидуальный предприниматель Шешуков А.С. был привлечен к ответственности за деятельность ломбарда. В вывеске комиссионного магазина «Победа» была допущена некорректная надпись: «Мы лучше, чем ломбард».

Индивидуальный предприниматель Мереуцэ В.В. был привлечен к ответственности за недостоверную рекламу ресторанов японской кухни «Суши Мастер», размещенную в справочной системе 2ГИС. Согласно рекламе, потребителю предлагалось приобрести «прямо сейчас» ролы и сеты по низкой цене, хотя фактически эти товары продавались в ресторане дороже.

Еще одно из самых распространенных нарушений по словам Светланы Марчук, встречается в рекламе застройщиков, заманивающих покупателей квартир либо низкими ценами, либо низкими банковскими процентами по ипотеке. Например, на рекламном щите может быть указано: «Однокомнатная квартира от 1 990 000 руб», а при обращении в офис компании, покупатель узнает, что квартир по такой цене «уже нет». Такая реклама строительных компаний также была неоднократно признана недостоверной.

За рекламу ипотечного кредитования, размещенного на интернет-сайте было привлечено к ответственности ЗАО «ФЭНСИ». Информация о процентных ставках по ипотеке, предлагаемой банками-партнерами на квартиры в ЖК «ФЭНСИ» не соответствовала действительности.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе достаточно суровая. Например, для юридических лиц максимальный размер штрафа 500 тыс руб. Но как заявила Светлана Марчук, в 2019 году по 90% всех возбужденных дел, виновным было вынесено предупреждение. Реальные штрафы выписывались только в случае выявления повторных нарушений.

В заключение членам Общественного совета было предложено выступить в качестве экспертов и оценить рекламные видеоролики тюменских застройщиков. По единогласному мнению, присутствующих, за очень короткое время проката рекламы невозможно уловить всю необходимую информацию о застройщике, месте строительства, ценах на жилье и размерах банковских кредитов. Возможно в ближайшее время эти ролики станут предметом рассмотрения новых дел Тюменского УФАС.