Апелляция: отказ УТСК в заключении договора о подключении к тепловым сетям был незаконным

 

20 ноября 2012 года, Восьмой арбитражный апелляционный суд отказал в удовлетворении требований ОАО «УТСК» о признании незаконным постановления Тюменского УФАС России, которым ОАО «УТСК» было привлечено к административной ответственности   в виде штрафа в размере  100  000 рублей.

Нарушение выразилось в том, что ОАО «УТСК» фактически отказало ЗАО «ПСФ «Стар» в заключении договора о подключении к тепловым сетям, указав на необходимость обращения в другую теплосетевую компанию. Такой отказ в заключении договора нормативными правовыми актами прямо не предусмотрен. Таким образом, действия ОАО «УТСК», выразившиеся в необоснованном отказе от заключения договора о подключении к тепловым сетям являются административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Напомним, что статья 9.21 КоАП РФ была введена в административный кодекс в связи с принятием т.н. третьего антимонопольного пакета и предусматривает административную ответственность за нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения к системам теплоснабжения либо правил подключения к системам водоснабжения и водоотведения. Нарушение перечисленных правил, согласно указанной норме, может выражаться в несоответствии предлагаемых потребителю для заключения проекта договора о технологическом присоединении и (или) технических условий обязательным правилам, либо нарушении установленных законодательством сроков представления потребителю проекта договора о технологическом присоединении и (или) технических условий, либо необоснованном отказе в заключении договора о технологическом присоединении.

Одновременно со статьей 9.21 КоАП РФ в третий антимонопольный пакет вошли поправки в Федеральный закон «О защите конкуренции», касающиеся выдачи антимонопольным органом хозяйствующим субъектам предупреждений. Согласно статье 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушениипунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается. Пункты 3 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» предусматривают такие формы злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, как навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, а также экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора.

Таким образом, перечисленные нормы права позволяют антимонопольному органу привлечь лицо, занимающее доминирующее положение на рынке, к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ в случае, если такое лицо направило контрагенту проект договора о технологическом присоединении и (или) технические условия, которые не соответствуют обязательным правилам, либо если такое лицо необоснованно отказало контрагенту в заключении договора о технологическом присоединении. Одновременно с этим указанному лицу направляется предупреждение о прекращении таких действий с установлением для него срока, в течении которого такие действия должны быть прекращены.

ОАО «УТСК» было направлено предупреждение о прекращении действий по отказу в заключении договора о технологическом присоединении к тепловым сетям, которое компания исполнило в установленный срок. Это обстоятельство было учтено антимонопольным органом как смягчающее административную ответственность, в связи с чем ОАО «УТСК» был назначен минимально возможный размер штрафа.