• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Доклад Ирины Поткиной, заместителя руководителя Тюменского УФАС России, на форуме "Электронный бизнес. Тюменская версия"

Широкий доступ к заказам на строительство за счет бюджетных средств, а значит, к возможности конкурировать в данной сфере, был обеспечен вступлением в силу Федерального закона от  21.07.2005 №94-ФЗ  «О  размещении  заказов  на  поставки  товаров,  выполнение  работ, оказание  услуг  для государственных и муниципальных нужд».

Законодательство о размещении заказов, и в первую очередь, Федеральный закон от  21.07.2005 №94-ФЗ  «О  размещении  заказов  на  поставки  товаров,  выполнение  работ, оказание  услуг  для государственных и муниципальных нужд», является одним из основных инструментов государственного регулирования процессов расходования бюджетных и внебюджетных средств, повышения эффективности затрат в целях удовлетворения социально значимых потребностей муниципальных образований, субъектов РФ, Российской Федерации в товарах, работах и услугах, а также эффективного контроля действий заказчиков.

Законодательство о размещении заказов непрерывно совершенствуется и развивается в сторону формализации процедур размещения заказов, обезличивания отношений между заказчиками и поставщиками, повышения доступности хозяйствующим субъектам к участию в государственных закупках, сокращения времени и затрат на процедуры документооборота в ходе размещения заказов, развития конкуренции.

Процедура проведения открытого аукциона, предусмотренная главой  3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», к сожалению, не позволила в полной мере обеспечить конкурентную борьбу за государственные и муниципальные заказы. В Тюменское УФАС России за период с 2009 по настоящее время поступило более 20 заявлений и обращений по признакам сговоров на торгах (что является нарушением требований антимонопольного законодательства, ведущем к ограничении конкуренции). Основная часть обращений  поступила из Управления государственных закупок Тюменской области, поступали обращения из прокуратуры Тюменской области, от иных органов власти, были и заявления юридических лиц.

Развитие добросовестной конкуренции приводит, в конечном счете,  к стремлению хозяйствующих субъектов на получение преимуществ путем снижения стоимости предлагаемых работ, что ведет к экономии бюджетных средств.

Указанные направления развития законодательства о размещении заказов наиболее успешны в рамках открытых аукционов в электронной форме, проведение которых обеспечивается  оператором электронной площадки в сети Интернет в порядке, установленном главой 3.1 Закона о размещении заказов.

В качестве наглядного примера эффективности электронных торгов. Тюменское УФАС России провело сравнительный анализ имеющейся информации, в части экономии бюджетных средств в Тюменской области и в республике Татарстан, где уже давно функционирует электронная система проведения торгов  в 2010 году.

Так, проведение аукционов традиционным способом является наиболее неэффективным способом проведения торгов как в Тюменской области так и Татарстане (экономия составила в Тюменской области – 1.42%, в Татарстане – 5,29%). Конкурсы, проводимые в Тюменской области, позволили сэкономить 11,07% выделенных бюджетных средств, в Республике Татарстан – 30,23%. По результатам электронных аукционов экономия бюджета по централизованным закупкам Республики Татарстан на 01.05.2010  составила 19,28%.

По результатам опроса, проводимого ФАС России,  74% предпринимателей поддерживают заложенную в законе о госзакупках новую экономическую идеологию.

С 1 января 2010 года, размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд для товаров, работ и услуг, указанных в Перечне, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. №1996-р, должно было производиться путем проведения открытых аукционов в электронной форме. Применение процедуры открытого конкурса или открытого аукциона при размещении заказов на соответствующие товары, работы, услуги с 1 января 2010 года не допускается.

С 1 июля 2010 года не допускается размещение заказа для федеральных нужд по перечню, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 236-р, путем проведения традиционных открытых аукционов, только электронные торги.   Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для федеральных нужд также осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме. С 01 января 2011 года эти требования будут распространятся и на размещаемые заказы для нужд субъектов или муниципальных нужд. В соответствии с частью 40 статьи 65 до 1 января 2011 года заказчик, уполномоченный орган при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в отношении которых предусмотрено проведение аукциона или открытого аукциона в электронной форме, для нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд вправе осуществлять размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

При проведении открытого аукциона в электронной форме извещение о проведении соответствующего аукциона, а также иная информация о ходе проведения и результатах аукциона размещается непосредственно на электронных площадках.

Электронные торговые площадки для размещения извещений о проведении открытого аукциона в электронной форме в порядке, установленном главой 3.1 Закона о размещении заказов:

ОАО «Единая электронная торговая площадка»,

ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»,

ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная Система Торгов»,

Две биржи- ММВБ и РТС.

Государственные и муниципальные заказчики вправе самостоятельно выбирать одну или несколько удобных для себя электронных площадок. Следовательно, хозяйствующим субъектам, которые имеют намерение участвовать в размещении заказов и получать контракты, в идеале, лучше пройти регистрацию на всех электронных площадках.

В соответствии с требованиями Закона о размещении заказов  все связанные с получением аккредитации на электронной площадке и проведением открытых аукционов в электронной форме документы и сведения направляются участником размещения заказа, заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией, оператором электронной площадки, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти либо размещаются ими на официальном сайте или электронной площадке в форме электронных документов.

Поэтому при проведении открытых аукционов в электронной форме требуется обязательное применение электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП), подтверждающей достоверность документов и сообщений, направляемых по электронным каналам связи.

Для участия в электронных аукционах, необходимо получить электронную цифровую подпись, затем пройти аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном ст. 41.3 Закона о размещении заказов, и внести депозит на электронную площадку. Эти деньги будут использоваться в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, для чего при подаче заявки на объявленный на электронной площадке аукцион сумма в размере обеспечения заявки автоматически блокируется до окончания аукциона.

Не допускается взимание с участников размещения заказа платы за аккредитацию на электронной площадке и за участие в открытом аукционе в электронной форме.

Срок аккредитации не должен превышать для электронной площадки 5 рабочих дней с момента получения всех необходимых для аккредитации документов и сведений.

Размещение заказов на товары, работы, услуги, включенные в Перечень, путем проведения обычных открытых аукционов, с 01.01.2010 года является нарушением требований законодательства в сфере размещения заказов и предполагает аннулирование результатов таких аукционов и применения мер административной ответственности к должностным лицам федеральных государственных заказчиков, нарушившим вышеуказанные положения Закона о размещении заказов.

Порядок обжалования действий заказчиков, оператора электронной площадки при проведении электронных аукционов регламентирован Восьмой главой Закона о размещении заказов.

Действия оператора электронной площадки в досудебном порядке могут быть обжалованы только в центральном аппарате ФАС России.

Действия заказчиков, аукционных комиссий обжалуются аналогично процедурам неэлектронных торгов с тем лишь исключением, что полномочия по контролю за размещением заказов для государственных и муниципальных нужд путем проведения электронных аукционов возложен на федеральные органы исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля для федеральных нуждля государственных и муниципальных нужд ь за размещением заказов путем проведения электронных аукционов возложен на федеральные.