21 июля 2009 года Президент РФ подписал федеральный закон

ПРЕСС-РЕЛИЗ

пятница, 31 июля 2009                                              
             21 июля 2009 года Президент РФ подписал федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» и федеральный закон  «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации».
Поправки предусматривают:
- снижение порога доминирования независимо от рыночной доли хозяйствующего субъекта, если лицо может оказывать решающее воздействие на условия обращения товара на рынке;
- уточнение носит монопольно высокая и монопольно низкая цена.Использование при определении монопольно высокой цены товара как затратного метода исследования (оценка суммы необходимых для производства товара расходов и прибыли), так и «метода сопоставимых рынков» (сравнение с ценой, установленной в условиях конкуренции на сопоставимом рынке). В качестве оценки монопольно высокой цены также может использоваться «ретроспективный метод», позволяющий проанализировать изменение структуры затрат на производство и реализацию товара в течение определенного периода.
- согласование порядка проведения антимонопольными органами проверок соблюдения антимонопольного законодательства с положениями Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
- проведение внеплановых проверок без предварительного уведомления проверяемого лица о ее проведении в целях повышения эффективности раскрытия соглашений, ограничивающих конкуренцию (картелей).
- уведомительный порядок совершения сделок внутри группы лиц, объединенной по «структурному» основанию (лицо владеет более чем 50 процентов общего числа голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества).
- установление трехлетнего пресекательного срока по делам о нарушении антимонопольного законодательства.
        Этим же законом вносятся изменения в Федеральный закон в том числе и размещение заказов в части способов обеспечения контроля.  
        Во втором антимонопольном пакете приняты поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, касающиеся административной ответственности за нарушение требований законодательства о размещении заказов, за нарушение требований антимонопольного законодательства и законодательства на рынке электрической энергии (мощности).
          Поправки предусматривают:
1) Введение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ряд составов административных правонарушений в сфере размещения государственного или муниципального заказа, обеспечивающих повышение эффективности проведения торгов и защиту субъектов предпринимательской деятельности, участвующих в таких торгах.
Так, в сфере размещения заказов установлена административная ответственность за:
- неразмещение заказов на поставки товаров, оказание услуг у субъектов малого предпринимательства;
- утверждение документации, не соответствующей требованиям законодательства;
- нарушение сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки;
 - нарушение прав участников торгов на электронной площадке;
 - непредставление сведений о заключении или изменении государственного или муниципального контракта;
- нарушение порядка ведения государственных и муниципальных контрактов;
- нарушение требований к содержанию протоколов, составленных в ходе проведения торгов, запроса котировок;
 - нарушение сроков для подписания таких протоколов;
 - уклонение заказчика о заключения контракта.
 
2) Дифференциацию ответственности за совершенные деяния в сфере размещения заказов и антимонопольного законодательства в зависимости от тяжести.
 
3) Введена административная ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательствам действия, которые могут привести, в том числе, к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности.
 
4) Изменения в КоАП РФ предусматривают штрафы за нарушение субъектами оптового рынка электрической энергии, розничных рынков электрической энергии стандартов раскрытия информации, а также порядков, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
 
5) Поправками в КоАП РФ уточнена ответственность за соглашения хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. Так, с момента вступления в силу поправок ответственность будет наступать не только за заключение соглашения, недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством, но и участие в нем, осуществление согласованных действий, а также за недопустимую координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
 6) Изменен порядок обжалования судебного решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении: предусмотрено право должностного лица, вынесшего постановление, обжаловать судебное решение на постановление.
 
                Также Федеральным законом «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации», предусматривается ужесточение уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
              Список нарушений, за которые следует уголовная ответственность таков: недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократное злоупотребление доминирующим положением, выразившееся в установлении и поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованный отказ или уклонение от заключения договора, ограничение доступа на рынок, если такие деяния повлекли причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству или повлекли извлечение дохода в крупном размере.
             В документе установлено, что правонарушитель может быть освобожден от уголовной ответственности, если он способствовал раскрытию преступления, возместил причиненный ущерб или перечислил в федеральный бюджет доход, полученный в результате своих действий, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.
          Таким образом, приняты все три основных направления «второго антимонопольного пакета» - изменения в закон о защите конкуренции, изменения в Кодекс об административных правонарушениях, изменения в 178 статью УК.