ФАС России признала регистраторов доменных имен в зоне .РФ нарушителями антимонопольного законодательства

1 июля 2011 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) вынесла решение по прецедентному делу в отношении компаний-регистраторов доменных имен в зоне .РФ сети Интернет. ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр» (ЗАО «РСИЦ») и автономная некоммерческая организация «Региональный Сетевой Информационный Центр» (АНО «РСИЦ») признаны нарушившими закон «О защите конкуренции». 

Комиссия ФАС России предписала ЗАО «РСИЦ» перечислить в бюджет РФ более 239 млн. рублей незаконно полученного дохода от осуществленных действий. 

В отношении ЗАО «РСИЦ» и АНО «РСИЦ» также будут возбуждены административные дела, в рамках которых будут рассмотрены вопросы о возможных штрафных санкциях за нарушение КоАП РФ.

Помимо этого принято решение передать сведения по материалам антимонопольного дела в правоохранительные органы.

Дело было возбуждено 19 ноября 2010 года на основании заявлений физических и юридических лиц, которые не смогли осуществить регистрацию доменных имен в новой доменной зоне .РФ, где возможно кириллическое написание.

Установлено, что ЗАО «РСИЦ» значительное количество доменных имен в зоне .РФ, которые должны быть зарегистрированы на заявителей в порядке равной доступности, зарегистрировало на себя – порядка 60 000.

Компания ЗАО «РСИЦ» навязала невыгодные или не относящиеся к предмету договоров условия (нарушение пункта 5, части 1 статьи 11 закона «О защите конкуренции») своим клиентам – физическим и юридическим лица, которые желали зарегистрировать на себя доменные имена в зоне .РФ – путем координации ЗАО «РСИЦ» (нарушение части 3 статьи 11 закона «О защите конкуренции») деятельности других регистраторов: ООО «РЕЛКОМ.ДЕЛОВАЯ СЕТЬ», ЗАО «Демос-Интернет», ЗАО «Регистратор», ЗАО «Элвис-Телеком», ОАО «РтКомм.РУ». 

По правилам Координационного центра национального домена сети Интернет одна компания-регистратор (всего их 21) могла регистрировать не более чем 4800 доменов в час. ЗАО «РСИЦ» заключило клиентские договоры с рядом других регистраторов, которые регистрировали доменные имена на ЗАО «РСИЦ» как администратора. Впрочем, в действия последних нарушения антимонопольного законодательства не подтвердились, поскольку они были не вправе отказывать кому-либо в заключении клиентского договора. 

ЗАО «РСИЦ» также признано нарушившим запреты на недобросовестную конкуренцию (нарушение части 1 статьи 14 закона «О защите конкуренции»). Компания зарегистрировала на себя значительное количество доменных имен (больше, чем это могло быть в условиях добросовестной конкуренции) с совершением действий, направленных на получение необоснованных преимуществ перед конкурентами – другими компаниями-регистраторами доменных имен. 

Кроме того, установлено, что ЗАО «РСИЦ» и АНО «РСИЦ» нарушили часть 1 статьи 11 закона «О защите конкуренции», заключив между собой соглашение, в рамках которого доменные имена выставлялись на закрытые аукционы. Незаконно полученный от проведения аукционов доход распределялся между ЗАО «РСИЦ» и АНО «РСИЦ». 

 


Справка

Согласно части 1 статьи 11 закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:


1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;


2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;


3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);


4) экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;


5) навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);


6) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;


7) сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;


8) созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;


9) установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.


Согласно части 3 статьи 11 закона «О защите конкуренции» физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в части 1 настоящей статьи.


Согласно пункту 9 статьи 4 закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. 

 

Материал изменен: 04 июля 2011 19:28

Пресс-служба ФАС России