В Тюмени подорожал бензин: во всем виноваты НПЗ?

 

Сентябрь ознаменовался в Тюмени повышением цен на автомобильный бензин. Буквально за последние несколько недель так необходимая для железных коней «подкормка» в среднем подорожала на 1 – 1,5 рубля.

По данным мониторинга управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области, на данный момент у одного из крупнейших операторов сети АЗС «Газпромнефть» цена на литр бензина марки АИ-92 составляет 28.50, на станциях «Лукойла» он продается за 27.95. Топливо марки АИ-95 эти поставщики продают тюменцам за 30.40 руб/л и 30.05 руб/л соответственно.   

Еще в конце июля средняя цена на тюменском бензиновом рынке составляла менее 29 рублей за литр на 95-ый бензин, а на 92-ой – чуть более 27 рублей.

Рост цен - явление, казалось бы, характерное для российской действительности и обычное в начале осени. Но в тюменской блогосфере и соцсетях развернулась жаркая дискуссия по этому поводу. Вернее дискуссией это назвать нельзя – люди единодушно согласны, что это настоящий ценовой беспредел АЗС. Один из пользователь «ВКонтакте» даже призвал всех автолюбителей бойкотировать станции крупных розничных поставщиков бензина хотя бы на несколько месяцев.   

«В Европе водители пытались бороться с ценами акцией «Не покупай топливо один день», которая прошла несколько месяцев назад. Производители топлива лишь посмеялись над этим, понимая, что долго продолжаться это не может: последствия для автовладельцев окажутся более пагубные, чем для них. Но на основе этой акции возникла идея новой, куда более эффективной. В течение двух месяцев НЕ ПОКУПАЕМ БЕНЗИН и ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО на заправке КРУПНЕЙШЕГО ПОСТАВЩИКА региона. Если топливо не будут покупать долгий период, продавец будет вынужден снижать цены. Когда они снизят цены, другие продавцы будут вынуждены сделать то же самое!», - говорится в сообщении, которое тюменцы с удовольствием переправляют друг другу. Только в одной группе его перепостили уже более 3 тысяч человек.

Между тем, как отметил в беседе с корреспондентом портала Tumix.ru заместитель начальника регионального управления ФАС Игорь Веретенников, главная причина в росте стоимости бензина кроется в повышении отпускных цен нефтеперерабатывающими заводами. Более того, по его словам, розничные компании сейчас терпят чуть ли не убытки, т.к. повышают стоимость продукции не пропорционально росту оптовых закупочных цен. «Грубо говоря, если условно раньше НПЗ продавали бензин по 2 рубля, а АЗС по 3, то теперь заводы продают по 3, а розница устанавливает лишь 3,5», - объяснил «на пальцах» специалист.

Цены на автомобильный бензин у антимонопольщиков на особом контроле: с 2008 году введен даже постоянный мониторинг крупных АЗС региона. Игорь Веретенников признается: «Если бы не ФАС, цены бы вообще повышались одновременно и были у всех одинаковые, а так хоть какая-то конкуренция: стоимость разнится, пусть и на копейки, и поднимают ее не все сразу и не в один день».

Однако, кардинально повлиять на бензиновый рынок служба не может в принципе – проблема эта общероссийская. Оптовые компании находятся в компетенции у центральной службы ФАС, которая тоже в свою очередь проводит и мониторинг, и работу по недопущению сговора, отсутствия конкуренции и т.д.  Но пока не усматривает никаких нарушений антимонопольного законодательства.

Проблема же Тюменского региона, который на первый взгляд обывателя «сидит» на нефти и, казалось бы, должен иметь самые приятные цены на бензин, заключается еще и в том, что в области практически нет нефтеперерабатывающих предприятий. Готовый бензин везут из Омска, Перми, дорожные затраты, естественно, добавляют веса в конечную стоимость продукта.

Единственный на юге области Антипинский НПЗ планирует выпускать автомобильный бензин лишь к 2015-2016 гг., но уже сейчас не питает радужных надежд на завоевание местного рынка. Заместитель директора по общим вопросам Александр Угрюмов согласился лишь прокомментировать ситуацию как автолюбитель, который тоже не в восторге от повышения цен.

«Я считаю это произвол нефтяных компаний и отсутствие должного контроля. Они сами аргументировано не объясняют повышение, кивая на мировой рост стоимости  нефтепродуктов. По логике тогда, когда мировые цены падают, наши переработчики тоже должны снижать цены, но они же этого не делают! Таким образом они сами создают ажиотаж на рынке и повышают уровень инфляции. Это мое личное мнение», - подчеркнул Александр Угрюмов.

О перспективах же своего предприятия он отметил, что тюменскому производителю будет крайне сложно тягаться с такими гигантами как «Лукойл» и «Газпромнефть».

Все эти объяснения, конечно, мало утешают автомобилистов, которые, приезжая в очередной раз за «горючкой» платят все больше и больше. Впрочем, все те же антимонопольщики настроены более оптимистично: с начала года на лукойловских станциях  розничные цены на бензин № 92 и №95 подросли на 5% и 6% соответственно, у «Газпромнефти» – на 8% и 9% соответственно.

«Если сравнивать с другими жизненно важными энергоносителями, например, электричеством, которое повысилось на 11% с начала года, то бензиновый рост не такой уж и большой. Это подтверждают и в Тюменьстате, сравнивая показатели с прошлогодними годами», - рассуждает Игорь Веретенников.

Связаться с руководством крупных сетей АЗС в регионе редакции Tumix.ru пока не удалось. Подробности последуют…