Решение по делу № Р13/11

Номер дела: № Р13/11
Дата публикации: 15 марта 2013, 14:52

Р Е Ш Е Н И Е

 

15 марта 2013 года

г. Тюмень                                                                                                            Дело № Р13/11

 

Резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2013 г.       

Решение изготовлено в полном объеме 15 марта 2013 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 Председатель Комиссии:

Веретенников И.В.

- заместитель руководителя управления                   

Члены  Комиссии:

 

Полухин Д.А.

 

Шишова Н.Н.

- заместитель начальника отдела КСЗ

- специалист-эксперт отдела КСЗ

рассмотрев дело № Р13/11 возбужденное по факту распространения в эфире телеканала Российский Информационный Канал «Россия – 24» в телепрограмме «Вести Тюмень» рекламного сюжета о магазине «Золотой перекресток»,

при участии от лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, – ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (125124, г. Москва, ул. Ямского Поля 5-я, 19/21) в лице Тюменского филиала ФГУП ВГТРК «Регион-Тюмень» (625013, г. Тюмень, ул. Пермякова, 6)

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области в рамках осуществления государственной функции по надзору в области рекламы был осуществлен просмотр записи эфира телеканала Российский Информационный Канал «Россия – 24» (далее – телеканал Россия-24) с 19 по 26 декабря 2012 года. Запись была предоставлена Управлением Роскомнадзора по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО письмом от 27.12.2012 № 12303-05/72.

В ходе просмотра записи было установлено, что 24 декабря 2012 года с 19 час. 12 мин. 30 сек. по 19 час. 14 мин. 01 сек. на телеканале Россия-24 в телепрограмме «Вести Тюмень» транслировался информационный сюжет о магазине «Золотой перекресток», рассказывающий о потребительских качествах и свойствах товаров (ювелирные украшения, часы), которые продаются в указанном магазине. Прерывание телепередачи «Вести Тюмень» рекламным сюжетом о магазине «Золотой перекресток» не сопровождалось сообщением о последующей трансляции рекламы.

Определением от 28 января 2013 года по данному факту в отношении ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" в лице Тюменского филиала ФГУП ВГТРК «Регион-Тюмень» (далее – ВГТРК) было возбуждено дело № Р13/11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В ходе рассмотрения дела от ВГТРК поступили письменные объяснения от 22.02.2012 № 155/504, в которых ВГТРК указывает, что данный материал планировался для съемок в качестве информационного материала, в связи с чем у компании отсутствуют документы на распространение этой рекламы.

В качестве объяснений по данному делу ВГТРК направлена копия приказа ГТРК «Регион-Тюмень» от 18.02.2013 № 32к, согласно которого 29 декабря 2012 года при планировании съемок для информационных выпусков ГТРК «Регион-Тюмень» в качестве информационного повода был заявлен сюжет об открытии уникального магазина товаров народного потребления «Золотой перекресток», в котором планировалось сделать акцент на повышение покупательской способности тюменцев, раскрыть основные предпочтения в выборе новогодних подарков и рассказать насколько ценовые предложения в тюменских магазинах возрастают в преддверии новогодних праздников. На практике же оказалось, что заявленный новостной подход к подготовке данного материала свелся к банальному заказному сюжету рекламного характера, вышедшему в эфире 24 декабря 2012 года в выпуске «Вести.Тюмень». Эта ситуация поставила под угрозу деловую репутацию ГТРК «Регион-Тюмень» и привела к возбуждению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. На основании изложенного, указанным приказом дисциплинарному взысканию были подвержены сотрудники ГТРК «Регион-Тюмень», ответственные за подготовку и выпуск рассматриваемого рекламного видеосюжета.

На заседании Комиссии представитель ВГТРК подтвердила указанную информацию.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителя ВГТРК, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Закон «О рекламе»), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Из материалов дела следует, что 24 декабря 2012 года с 19 час. 12 мин. 30 сек. по 19 час. 14 мин. 01 сек. на телеканале Россия-24 в телепрограмме «Вести Тюмень» транслировался информационный сюжет о магазине «Золотой перекресток», рассказывающий о потребительских качествах и свойствах товаров (ювелирные украшения, часы), которые продаются в указанном магазине.

По своему содержанию сюжет о магазине «Золотой перекресток» раскрывает информацию о потребительских качествах и свойствах предлагаемых к продаже товаров (ювелирные украшения, часы), по характеру распространения адресован неопределенному кругу лиц, направлен на привлечение внимания, формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования, способствует продвижению его на рынке, то есть обладает всеми признаками рекламы.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О рекламе» прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой. При этом, под телепрограммой, в силу ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", понимается совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Комиссия, осуществив просмотр фрагмента (с 19 час. 12 мин. 30 сек. по 19 час. 14 мин. 01 сек.) телепередачи «Вести.Тюмень», которая транслировалась 24 декабря 2012 года на телеканале Россия-24, установила, что прерывание телепередачи «Вести.Тюмень» рекламным сюжетом о магазине «Золотой перекресток» не сопровождалось сообщением о последующей трансляции рекламы.

Таким образом, поскольку прерывание телепередачи «Вести Тюмень» рекламным сюжетом о магазине «Золотой перекресток» не сопровождалось сообщением о последующей трансляции рекламы, по мнению Комиссии, такая реклама не соответствует требованиям части 1 статьи 14 Закона «О рекламе».

Требование закона о предварительном сообщении о последующей трансляции рекламы на телевидении направлено на то, чтобы отграничить рекламную информацию от иной не рекламной информации с целью формирования у телезрителя правильного представления о сущности информации, которую он воспринимает в данный конкретный момент. Не соблюдение указанной нормы может привести к введению потребителя в заблуждение и, как следствие, к нарушению его прав и законных интересов.

В силу ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение ст. 14 несет рекламораспространитель.

Учитывая изложенное, Комиссия полагает, что поскольку ответственность за нарушение требований закона о предварительном сообщении о последующей трансляции рекламы на телевидении возложена на рекламораспространителя, он должен четко следить за соблюдением указанной нормы и не допускать подобных нарушений, которые могут повлечь за собой ущемление прав граждан.

Исходя из вышеизложенного, с учетом установленных фактических обстоятельств дела, Комиссия пришла к выводу о том, что рассматриваемая реклама была распространена ВГТРК с нарушением требований части 1 статьи 14 Федерального закона «О рекламе».

Поскольку доказательств, свидетельствующих о прекращении распространения ВГТРК рекламы без предварительного сообщения о последующей трансляции рекламы, в материалы дела не представлено, Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении распространения такой рекламы.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать рекламу магазина «Золотой перекресток», распространенную 24 декабря 2012 года на телеканале «Россия 24» в телепрограмме «Вести. Тюмень», ненадлежащей, нарушающей требования части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

Файлы для скачивания

reshenie_vgtrk_11.docx
Тип файла: docx
Размер файла: 0.07 МБ
stdClass Object ( [vid] => 8229 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № Р13/11 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8229 [type] => solution [language] => ru [created] => 1373550876 [changed] => 1373550876 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1373550876 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

 

15 марта 2013 года

г. Тюмень                                                                                                            Дело № Р13/11

 

Резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2013 г.       

Решение изготовлено в полном объеме 15 марта 2013 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 Председатель Комиссии:

Веретенников И.В.

- заместитель руководителя управления                   

Члены  Комиссии:

 

Полухин Д.А.

 

Шишова Н.Н.

- заместитель начальника отдела КСЗ

- специалист-эксперт отдела КСЗ

рассмотрев дело № Р13/11 возбужденное по факту распространения в эфире телеканала Российский Информационный Канал «Россия – 24» в телепрограмме «Вести Тюмень» рекламного сюжета о магазине «Золотой перекресток»,

при участии от лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, – ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (125124, г. Москва, ул. Ямского Поля 5-я, 19/21) в лице Тюменского филиала ФГУП ВГТРК «Регион-Тюмень» (625013, г. Тюмень, ул. Пермякова, 6)

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области в рамках осуществления государственной функции по надзору в области рекламы был осуществлен просмотр записи эфира телеканала Российский Информационный Канал «Россия – 24» (далее – телеканал Россия-24) с 19 по 26 декабря 2012 года. Запись была предоставлена Управлением Роскомнадзора по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО письмом от 27.12.2012 № 12303-05/72.

В ходе просмотра записи было установлено, что 24 декабря 2012 года с 19 час. 12 мин. 30 сек. по 19 час. 14 мин. 01 сек. на телеканале Россия-24 в телепрограмме «Вести Тюмень» транслировался информационный сюжет о магазине «Золотой перекресток», рассказывающий о потребительских качествах и свойствах товаров (ювелирные украшения, часы), которые продаются в указанном магазине. Прерывание телепередачи «Вести Тюмень» рекламным сюжетом о магазине «Золотой перекресток» не сопровождалось сообщением о последующей трансляции рекламы.

Определением от 28 января 2013 года по данному факту в отношении ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" в лице Тюменского филиала ФГУП ВГТРК «Регион-Тюмень» (далее – ВГТРК) было возбуждено дело № Р13/11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В ходе рассмотрения дела от ВГТРК поступили письменные объяснения от 22.02.2012 № 155/504, в которых ВГТРК указывает, что данный материал планировался для съемок в качестве информационного материала, в связи с чем у компании отсутствуют документы на распространение этой рекламы.

В качестве объяснений по данному делу ВГТРК направлена копия приказа ГТРК «Регион-Тюмень» от 18.02.2013 № 32к, согласно которого 29 декабря 2012 года при планировании съемок для информационных выпусков ГТРК «Регион-Тюмень» в качестве информационного повода был заявлен сюжет об открытии уникального магазина товаров народного потребления «Золотой перекресток», в котором планировалось сделать акцент на повышение покупательской способности тюменцев, раскрыть основные предпочтения в выборе новогодних подарков и рассказать насколько ценовые предложения в тюменских магазинах возрастают в преддверии новогодних праздников. На практике же оказалось, что заявленный новостной подход к подготовке данного материала свелся к банальному заказному сюжету рекламного характера, вышедшему в эфире 24 декабря 2012 года в выпуске «Вести.Тюмень». Эта ситуация поставила под угрозу деловую репутацию ГТРК «Регион-Тюмень» и привела к возбуждению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. На основании изложенного, указанным приказом дисциплинарному взысканию были подвержены сотрудники ГТРК «Регион-Тюмень», ответственные за подготовку и выпуск рассматриваемого рекламного видеосюжета.

На заседании Комиссии представитель ВГТРК подтвердила указанную информацию.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителя ВГТРК, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Закон «О рекламе»), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Из материалов дела следует, что 24 декабря 2012 года с 19 час. 12 мин. 30 сек. по 19 час. 14 мин. 01 сек. на телеканале Россия-24 в телепрограмме «Вести Тюмень» транслировался информационный сюжет о магазине «Золотой перекресток», рассказывающий о потребительских качествах и свойствах товаров (ювелирные украшения, часы), которые продаются в указанном магазине.

По своему содержанию сюжет о магазине «Золотой перекресток» раскрывает информацию о потребительских качествах и свойствах предлагаемых к продаже товаров (ювелирные украшения, часы), по характеру распространения адресован неопределенному кругу лиц, направлен на привлечение внимания, формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования, способствует продвижению его на рынке, то есть обладает всеми признаками рекламы.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О рекламе» прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой. При этом, под телепрограммой, в силу ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", понимается совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Комиссия, осуществив просмотр фрагмента (с 19 час. 12 мин. 30 сек. по 19 час. 14 мин. 01 сек.) телепередачи «Вести.Тюмень», которая транслировалась 24 декабря 2012 года на телеканале Россия-24, установила, что прерывание телепередачи «Вести.Тюмень» рекламным сюжетом о магазине «Золотой перекресток» не сопровождалось сообщением о последующей трансляции рекламы.

Таким образом, поскольку прерывание телепередачи «Вести Тюмень» рекламным сюжетом о магазине «Золотой перекресток» не сопровождалось сообщением о последующей трансляции рекламы, по мнению Комиссии, такая реклама не соответствует требованиям части 1 статьи 14 Закона «О рекламе».

Требование закона о предварительном сообщении о последующей трансляции рекламы на телевидении направлено на то, чтобы отграничить рекламную информацию от иной не рекламной информации с целью формирования у телезрителя правильного представления о сущности информации, которую он воспринимает в данный конкретный момент. Не соблюдение указанной нормы может привести к введению потребителя в заблуждение и, как следствие, к нарушению его прав и законных интересов.

В силу ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение ст. 14 несет рекламораспространитель.

Учитывая изложенное, Комиссия полагает, что поскольку ответственность за нарушение требований закона о предварительном сообщении о последующей трансляции рекламы на телевидении возложена на рекламораспространителя, он должен четко следить за соблюдением указанной нормы и не допускать подобных нарушений, которые могут повлечь за собой ущемление прав граждан.

Исходя из вышеизложенного, с учетом установленных фактических обстоятельств дела, Комиссия пришла к выводу о том, что рассматриваемая реклама была распространена ВГТРК с нарушением требований части 1 статьи 14 Федерального закона «О рекламе».

Поскольку доказательств, свидетельствующих о прекращении распространения ВГТРК рекламы без предварительного сообщения о последующей трансляции рекламы, в материалы дела не представлено, Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении распространения такой рекламы.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать рекламу магазина «Золотой перекресток», распространенную 24 декабря 2012 года на телеканале «Россия 24» в телепрограмме «Вести. Тюмень», ненадлежащей, нарушающей требования части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

 

15 марта 2013 года

г. Тюмень                                                                                                            Дело № Р13/11

 

Резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2013 г.       

Решение изготовлено в полном объеме 15 марта 2013 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 Председатель Комиссии:

Веретенников И.В.

- заместитель руководителя управления                   

Члены  Комиссии:

 

Полухин Д.А.

 

Шишова Н.Н.

- заместитель начальника отдела КСЗ

- специалист-эксперт отдела КСЗ

рассмотрев дело № Р13/11 возбужденное по факту распространения в эфире телеканала Российский Информационный Канал «Россия – 24» в телепрограмме «Вести Тюмень» рекламного сюжета о магазине «Золотой перекресток»,

при участии от лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, – ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (125124, г. Москва, ул. Ямского Поля 5-я, 19/21) в лице Тюменского филиала ФГУП ВГТРК «Регион-Тюмень» (625013, г. Тюмень, ул. Пермякова, 6)

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области в рамках осуществления государственной функции по надзору в области рекламы был осуществлен просмотр записи эфира телеканала Российский Информационный Канал «Россия – 24» (далее – телеканал Россия-24) с 19 по 26 декабря 2012 года. Запись была предоставлена Управлением Роскомнадзора по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО письмом от 27.12.2012 № 12303-05/72.

В ходе просмотра записи было установлено, что 24 декабря 2012 года с 19 час. 12 мин. 30 сек. по 19 час. 14 мин. 01 сек. на телеканале Россия-24 в телепрограмме «Вести Тюмень» транслировался информационный сюжет о магазине «Золотой перекресток», рассказывающий о потребительских качествах и свойствах товаров (ювелирные украшения, часы), которые продаются в указанном магазине. Прерывание телепередачи «Вести Тюмень» рекламным сюжетом о магазине «Золотой перекресток» не сопровождалось сообщением о последующей трансляции рекламы.

Определением от 28 января 2013 года по данному факту в отношении ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" в лице Тюменского филиала ФГУП ВГТРК «Регион-Тюмень» (далее – ВГТРК) было возбуждено дело № Р13/11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В ходе рассмотрения дела от ВГТРК поступили письменные объяснения от 22.02.2012 № 155/504, в которых ВГТРК указывает, что данный материал планировался для съемок в качестве информационного материала, в связи с чем у компании отсутствуют документы на распространение этой рекламы.

В качестве объяснений по данному делу ВГТРК направлена копия приказа ГТРК «Регион-Тюмень» от 18.02.2013 № 32к, согласно которого 29 декабря 2012 года при планировании съемок для информационных выпусков ГТРК «Регион-Тюмень» в качестве информационного повода был заявлен сюжет об открытии уникального магазина товаров народного потребления «Золотой перекресток», в котором планировалось сделать акцент на повышение покупательской способности тюменцев, раскрыть основные предпочтения в выборе новогодних подарков и рассказать насколько ценовые предложения в тюменских магазинах возрастают в преддверии новогодних праздников. На практике же оказалось, что заявленный новостной подход к подготовке данного материала свелся к банальному заказному сюжету рекламного характера, вышедшему в эфире 24 декабря 2012 года в выпуске «Вести.Тюмень». Эта ситуация поставила под угрозу деловую репутацию ГТРК «Регион-Тюмень» и привела к возбуждению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. На основании изложенного, указанным приказом дисциплинарному взысканию были подвержены сотрудники ГТРК «Регион-Тюмень», ответственные за подготовку и выпуск рассматриваемого рекламного видеосюжета.

На заседании Комиссии представитель ВГТРК подтвердила указанную информацию.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителя ВГТРК, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Закон «О рекламе»), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Из материалов дела следует, что 24 декабря 2012 года с 19 час. 12 мин. 30 сек. по 19 час. 14 мин. 01 сек. на телеканале Россия-24 в телепрограмме «Вести Тюмень» транслировался информационный сюжет о магазине «Золотой перекресток», рассказывающий о потребительских качествах и свойствах товаров (ювелирные украшения, часы), которые продаются в указанном магазине.

По своему содержанию сюжет о магазине «Золотой перекресток» раскрывает информацию о потребительских качествах и свойствах предлагаемых к продаже товаров (ювелирные украшения, часы), по характеру распространения адресован неопределенному кругу лиц, направлен на привлечение внимания, формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования, способствует продвижению его на рынке, то есть обладает всеми признаками рекламы.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О рекламе» прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой. При этом, под телепрограммой, в силу ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", понимается совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Комиссия, осуществив просмотр фрагмента (с 19 час. 12 мин. 30 сек. по 19 час. 14 мин. 01 сек.) телепередачи «Вести.Тюмень», которая транслировалась 24 декабря 2012 года на телеканале Россия-24, установила, что прерывание телепередачи «Вести.Тюмень» рекламным сюжетом о магазине «Золотой перекресток» не сопровождалось сообщением о последующей трансляции рекламы.

Таким образом, поскольку прерывание телепередачи «Вести Тюмень» рекламным сюжетом о магазине «Золотой перекресток» не сопровождалось сообщением о последующей трансляции рекламы, по мнению Комиссии, такая реклама не соответствует требованиям части 1 статьи 14 Закона «О рекламе».

Требование закона о предварительном сообщении о последующей трансляции рекламы на телевидении направлено на то, чтобы отграничить рекламную информацию от иной не рекламной информации с целью формирования у телезрителя правильного представления о сущности информации, которую он воспринимает в данный конкретный момент. Не соблюдение указанной нормы может привести к введению потребителя в заблуждение и, как следствие, к нарушению его прав и законных интересов.

В силу ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение ст. 14 несет рекламораспространитель.

Учитывая изложенное, Комиссия полагает, что поскольку ответственность за нарушение требований закона о предварительном сообщении о последующей трансляции рекламы на телевидении возложена на рекламораспространителя, он должен четко следить за соблюдением указанной нормы и не допускать подобных нарушений, которые могут повлечь за собой ущемление прав граждан.

Исходя из вышеизложенного, с учетом установленных фактических обстоятельств дела, Комиссия пришла к выводу о том, что рассматриваемая реклама была распространена ВГТРК с нарушением требований части 1 статьи 14 Федерального закона «О рекламе».

Поскольку доказательств, свидетельствующих о прекращении распространения ВГТРК рекламы без предварительного сообщения о последующей трансляции рекламы, в материалы дела не представлено, Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении распространения такой рекламы.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать рекламу магазина «Золотой перекресток», распространенную 24 декабря 2012 года на телеканале «Россия 24» в телепрограмме «Вести. Тюмень», ненадлежащей, нарушающей требования части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

           

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № Р13/11 [format] => [safe_value] => № Р13/11 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [fid] => 938 [uid] => 5 [filename] => reshenie_vgtrk_11.docx [uri] => public://solution/2013/07/11/reshenie_vgtrk_11.docx [filemime] => application/vnd.openxmlformats-officedocument.wordprocessingml.document [filesize] => 71428 [status] => 1 [timestamp] => 1373550876 [origname] => reshenie_vgtrk_11.docx [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => ) ) ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

       Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 2006 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

      - предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,

  - привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;

      -взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

        Также Тюменское ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

   Куратор направления: 

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2011 г.

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2012 г.

Обзор деятельности в области рекламы в государствах-участниках СНГ 2013 г.

 

 

[format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-15 08:52:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-15 08:52:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1373550876 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тюменское УФАС России )