Решение по делу №Т14/98

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов
Номер дела: №Т14/98
Дата публикации: 24 июля 2014, 13:31

Решение по делу №Т14/98

 

Резолютивная часть объявлена 18.07.2014

Решение в полном объеме изготовлено 22.07.2014

                                                                                                                                          г. Тюмень

 

            Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению жалоб о нарушениях при проведении торгов в составе:

Председатель Комиссии: Поткина И.В. - временно исполняющий обязанности руководителя управления,

Члены комиссии: Москвичева О.Н. - начальник отдела,

                           Верзун Ю.Д. - начальник отдела.

в присутствии:рассмотрев дело №Т14/98 по признакам нарушения департаментом недропользования и экологии Тюменской области (625000, г. Тюмень, ул. Советская, 61) действующего законодательства при проведении открытого аукциона № 53  по продаже права на заключение договора водопользования о предоставлении участка акватории озера Тулубаево в пользование,

заявителя – Шабанова О.Е.

представителей ответчика – департамента недропользования и экологии Тюменской области – Федоровой Е.С. (доверенность № б.н от 25.06.2014), Петровой О.А.  (доверенность № 154 от 15.07.2014)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской  области 11.07.2014 г. поступила жалоба Шабанова Олега Евгеньевича  на действия департамента недропользования и экологии Тюменской области (далее – департамент) при проведении открытого аукциона № 53  по продаже права на заключение договора водопользования о предоставлении участка акватории озера Тулубаево в пользование (далее – аукцион).

Заявитель в своей жалобе не согласен с решением организатора торгов в отказе допуска к участию в аукционе его заявки.

Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и принята к рассмотрению. На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции информация о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте торгов http://www.torgi.gov.ru, официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/. В соответствии с ч.19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Тюменским УФАС  России  в адрес организатора торгов направлено требование о  приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

В заседании комиссии по рассмотрению дела  заявитель доводы,  изложенные в жалобе, поддержал, пояснив, что аукционная комиссия необоснованно отклонила его заявку от участия в аукционе.

Представители ответчика пояснили, что считают доводы жалобы Шабанова О.Е  необоснованными в связи с тем, что заявителем своевременно не был заключен договор задатка. Такой договор должен быть заключен до подачи заявки, но не позднее 2 рабочих дней с даты обращения заявителя к организатору аукциона с предложением заключить договор о задатке. Заявитель обратился с предложением заключить указанный договор 08.07.2014, что не соответствует положению конкурсной документации.

В соответствии с ч. 1 ст.46 Закона о защите конкуренции по инициативе Комиссии Тюменского УФАС России в рассмотрении настоящего дела был объявлен перерыв до 14 часов 00 минут 18.07.2014. Все присутствующие на заседании лица были уведомлены об объявлении перерыва.

 

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, при этом частью 1 указанной статьи закреплено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с п. 2 ст. 16. Водного кодекса РФ договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.

Правила, устанавливающие порядок проведения аукциона  по приобретению права на заключение договора водопользования утв. постановлением Правительства РФ № 230 от 14.04.2007 (далее – Правила № 230).

На основании подпункта «б» п. 3 Правил № 230 подготовку и заключение договора водопользования на основании обращения юридического лица, физического лица, индивидуального предпринимателя или по своей инициативе осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на заключение договоров водопользования, - в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, за исключением водных объектов.

В целях реализации указанных полномочий департаментом недропользования и экологии был издан приказ № 112-ОД от 08.05.2014 о проведении открытого аукциона № 53 на право заключения договора водопользования и предоставлении участка акватории озера Тулубаево в пользование для размещения плавательных средств.

Извещение № 080514/1471546/02 о проведении данного аукциона было размещено на официальном сайте  торгов www.torgi.gov.ru  08.05.2014. Согласно извещению прием заявок на участие в аукционе осуществлялся с 08.05.2014 по 14 часов 00 минут 08.07.2014 включительно.

 

В соответствии с п. 33 Правил № 230 основаниями для отказа в допуске к участию в аукционе являются:

а) несоответствие заявки требованиям, предусмотренным документацией;

б) несоответствие заявителя требованиям, предусмотренным пунктом 25 настоящих Правил.

Пунктом 29 Правил № 230 установлен закрытый перечень документов прилагаемый к заявке, а именно:

а) документ с указанием наименования, организационно-правовой формы, места нахождения, почтового адреса, номера телефона юридического лица, а также копии учредительных документов, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

б) документ с указанием фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства, номера контактного телефона (для физического лица) индивидуального предпринимателя;

в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (в случае необходимости);

г) реквизиты банковского счета для возврата задатка;

д) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 11.10.2012 N 1039;

е) документы, подтверждающие внесение задатка;

ж) опись представленных документов, подписанная заявителем.

Договор о задатке, заключенный между заявителем и департаментом не входит в перечень документов заявки, таким образом, отклонение заявки Шабанова О.Е. от участия в аукционе, как несоответствующей требованиям предусмотренной конкурсной документации в связи с не заключением договора задатка  неправомерно.

В соответствии с подпунктом «г» п. 8 Правил № 230 организатор аукциона в том числе, заключает договоры о задатке.

Согласно подпункту «з» п. 15 Правил № 230 в извещении о проведении аукциона должны быть указаны в том числе, размер средств, внесенных в качестве обеспечения заявки (далее - задаток), и условия их внесения.

В соответствии с подпунктом «е» п. 17 Правил № 230 документация разрабатывается и утверждается организатором аукциона и кроме сведений, указанных в извещении, должна содержать в том числе, срок и порядок внесения задатка, банковские реквизиты счета для перечисления необходимых средств.

Согласно п. 21 Правил № 230 Договор о задатке заключается в письменной форме по месту нахождения организатора аукциона (если иное не установлено извещением) до подачи заявки, но не позднее 2 рабочих дней с даты обращения заявителя к организатору аукциона с предложением заключить такой договор.

Частью 1 п. 17 документации о проведении открытого аукциона № 53 на право заключения договора водопользования о предоставлении акватории водного объекта в пользование (далее – документация аукциона) указан порядок обеспечения заявки на участие в аукционе.  Согласно указанному порядку заявитель, в письменной форме заключает с организатором аукциона договор о задатке до подачи заявки, но не позднее 2 рабочих дней с даты обращения заявителя к организатору аукциона с предложением заключить такой договор.

Как установлено в ходе рассмотрения дела 07.07.2014 Шабанов О.Е. внес задаток  за участие в аукционе,  что подтверждает чек-ордер от 07.07.2014 № 55. 08.07.2014 в адрес организатора аукциона  Шабановым О.Е. была направлена заявка на участие в аукционе.  После подачи заявки на участие в аукционе Шабановым О.Е. в установленный срок было подано заявление о заключении договора задатка. В 14 часов 00 минут аукционной комиссией была произведена процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в аукционе. По результатам рассмотрения комиссией заявок на участие в аукционе, заявке Шабанова О.Е. было отказано в допуске к участию, т.к. заявление о подписании договор о внесении задатка было подано за пределами отведенного документацией срока. В обоснование принятого решения был указан подпункт «а» п. 33 Правил № 230. Данное решение было оформлено в протоколе № 52 от 08.07.2014.По аналогичным основаниям была отклонена заявка ООО «Парадиз» (второй участника аукциона), в результате чего конкурс был признан несостоявшимся.

Здесь необходимо отметить, что в указанном случае организатором неверно истолкован п. 21 Правил № 230, определяющий срок рассмотрения заявления о подписании договора задатка.  В частности, комиссией истолковано, что заявление участника аукциона о заключении договора задатка должно быть подано не позже 2 дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе. Исходя из указанной трактовки, а также положений гражданского законодательства, устанавливающей течение срока, предложение Шабанова О.Е. о заключении договора задатка должно было быть подано не позднее 03.07.2014.

Подобная трактовка организатором не корректна и изменяет суть положения, в соответствии п. 21 Правил № 230 заявитель может подать заявление о заключении договора задатка в пределах срока подачи заявки на участие в аукционе, а организатор аукциона обязан подписать данный договор не позднее 2 дней с момента подачи такого заявления. Соответственно,  срок не превышающий 2 дней для подписания договора, с момента подачи участником аукциона заявления о его подписании, установлен для организатора аукциона. В данном случае, предложение Шабанова О.Е. о заключении договора задатка было подано до 14 часов 00 минут 08.07.2014, т.е. в установленный срок и организатор в соответствии с действующим законодательством был обязан подписать договор о задатке. В письме департамента Шабанову О.Е. о результатах заседания комиссии № 4959/14 от 09.07.2014 не указаны обоснованные причины неподписания договора задатка. Таким образом, действия организатора аукциона, выразившиеся в не подписании договора задатка без уважительных причин неправомерны.

В соответствии с п. 1 ст. 380 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.

В соответствии с п. 2 ст. 380 ГК РФ соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме.

В чек-ордере № 55 от 07.07.2014, приложенному к составу заявки на участие в аукционе Шабановым О.Е., указано, что уплаченная сумма в размере 0 (ноль) рублей 48 копеек является задатком на участие в аукционе. Заявление о заключении договора задатка направлено организатору 08.07.2014, т.е. после внесения оплаты в качестве задатка для участия в аукционе. Поскольку договор о задатке не был подписан департаментом, то соответственно  указанный чек ордер не мог являться документом, свидетельствующим об оплате задатка по договору. Таким образом, решение аукционной комиссии, не признавший чек-ордер приложенный в состав заявки Шабанова О.Е.  в качестве документа свидетельствующего об оплате задатка правомерно.

Учитывая изложенное, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1.     Признать жалобу Шабанова О.Е.  на действия департамента недропользования и экологии Тюменской области при проведении при проведении открытого аукциона № 52  по продаже права на заключение договора водопользования о предоставлении участка акватории озера Липовое в пользование для рекреационных целей необоснованной.

2.     Признать в действиях департамента недропользования и экологии Тюменской области при проведении открытого аукциона № 53  по продаже права на заключение договора водопользования о предоставлении участка акватории озера Тулубаево в пользование нарушение п. 21 Правил, устанавливающих порядок проведения аукциона  по приобретению права на заключение договора водопользования утв. постановлением Правительства РФ № 230 от 14.04.2007, выразившееся в не подписании договора задатка с Шабановым О.Е.

3.     Предписание об устранении выявленного нарушения департаменту недропользования и экологии Тюменской области не выдавать в связи с признанием  аукциона № 53  по продаже права на заключение договора водопользования о предоставлении участка акватории озера Тулубаево несостоявшимся.

 

 

Председатель Комиссии                                                                               И.В. Поткина

 

 

Члены Комиссии:                                                                                         О.Н. Москвичева

                                                                                                                   

                                                                                                                   Ю.Д. Верзун

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия

stdClass Object ( [vid] => 8891 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №Т14/98 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8891 [type] => solution [language] => ru [created] => 1406187306 [changed] => 1406187359 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1406187359 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу №Т14/98

 

Резолютивная часть объявлена 18.07.2014

Решение в полном объеме изготовлено 22.07.2014

                                                                                                                                          г. Тюмень

 

            Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению жалоб о нарушениях при проведении торгов в составе:

Председатель Комиссии: Поткина И.В. - временно исполняющий обязанности руководителя управления,

Члены комиссии: Москвичева О.Н. - начальник отдела,

                           Верзун Ю.Д. - начальник отдела.

в присутствии:рассмотрев дело №Т14/98 по признакам нарушения департаментом недропользования и экологии Тюменской области (625000, г. Тюмень, ул. Советская, 61) действующего законодательства при проведении открытого аукциона № 53  по продаже права на заключение договора водопользования о предоставлении участка акватории озера Тулубаево в пользование,

заявителя – Шабанова О.Е.

представителей ответчика – департамента недропользования и экологии Тюменской области – Федоровой Е.С. (доверенность № б.н от 25.06.2014), Петровой О.А.  (доверенность № 154 от 15.07.2014)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской  области 11.07.2014 г. поступила жалоба Шабанова Олега Евгеньевича  на действия департамента недропользования и экологии Тюменской области (далее – департамент) при проведении открытого аукциона № 53  по продаже права на заключение договора водопользования о предоставлении участка акватории озера Тулубаево в пользование (далее – аукцион).

Заявитель в своей жалобе не согласен с решением организатора торгов в отказе допуска к участию в аукционе его заявки.

Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и принята к рассмотрению. На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции информация о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте торгов http://www.torgi.gov.ru, официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/. В соответствии с ч.19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Тюменским УФАС  России  в адрес организатора торгов направлено требование о  приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

В заседании комиссии по рассмотрению дела  заявитель доводы,  изложенные в жалобе, поддержал, пояснив, что аукционная комиссия необоснованно отклонила его заявку от участия в аукционе.

Представители ответчика пояснили, что считают доводы жалобы Шабанова О.Е  необоснованными в связи с тем, что заявителем своевременно не был заключен договор задатка. Такой договор должен быть заключен до подачи заявки, но не позднее 2 рабочих дней с даты обращения заявителя к организатору аукциона с предложением заключить договор о задатке. Заявитель обратился с предложением заключить указанный договор 08.07.2014, что не соответствует положению конкурсной документации.

В соответствии с ч. 1 ст.46 Закона о защите конкуренции по инициативе Комиссии Тюменского УФАС России в рассмотрении настоящего дела был объявлен перерыв до 14 часов 00 минут 18.07.2014. Все присутствующие на заседании лица были уведомлены об объявлении перерыва.

 

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, при этом частью 1 указанной статьи закреплено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с п. 2 ст. 16. Водного кодекса РФ договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.

Правила, устанавливающие порядок проведения аукциона  по приобретению права на заключение договора водопользования утв. постановлением Правительства РФ № 230 от 14.04.2007 (далее – Правила № 230).

На основании подпункта «б» п. 3 Правил № 230 подготовку и заключение договора водопользования на основании обращения юридического лица, физического лица, индивидуального предпринимателя или по своей инициативе осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на заключение договоров водопользования, - в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, за исключением водных объектов.

В целях реализации указанных полномочий департаментом недропользования и экологии был издан приказ № 112-ОД от 08.05.2014 о проведении открытого аукциона № 53 на право заключения договора водопользования и предоставлении участка акватории озера Тулубаево в пользование для размещения плавательных средств.

Извещение № 080514/1471546/02 о проведении данного аукциона было размещено на официальном сайте  торгов www.torgi.gov.ru  08.05.2014. Согласно извещению прием заявок на участие в аукционе осуществлялся с 08.05.2014 по 14 часов 00 минут 08.07.2014 включительно.

 

В соответствии с п. 33 Правил № 230 основаниями для отказа в допуске к участию в аукционе являются:

а) несоответствие заявки требованиям, предусмотренным документацией;

б) несоответствие заявителя требованиям, предусмотренным пунктом 25 настоящих Правил.

Пунктом 29 Правил № 230 установлен закрытый перечень документов прилагаемый к заявке, а именно:

а) документ с указанием наименования, организационно-правовой формы, места нахождения, почтового адреса, номера телефона юридического лица, а также копии учредительных документов, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

б) документ с указанием фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства, номера контактного телефона (для физического лица) индивидуального предпринимателя;

в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (в случае необходимости);

г) реквизиты банковского счета для возврата задатка;

д) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 11.10.2012 N 1039;

е) документы, подтверждающие внесение задатка;

ж) опись представленных документов, подписанная заявителем.

Договор о задатке, заключенный между заявителем и департаментом не входит в перечень документов заявки, таким образом, отклонение заявки Шабанова О.Е. от участия в аукционе, как несоответствующей требованиям предусмотренной конкурсной документации в связи с не заключением договора задатка  неправомерно.

В соответствии с подпунктом «г» п. 8 Правил № 230 организатор аукциона в том числе, заключает договоры о задатке.

Согласно подпункту «з» п. 15 Правил № 230 в извещении о проведении аукциона должны быть указаны в том числе, размер средств, внесенных в качестве обеспечения заявки (далее - задаток), и условия их внесения.

В соответствии с подпунктом «е» п. 17 Правил № 230 документация разрабатывается и утверждается организатором аукциона и кроме сведений, указанных в извещении, должна содержать в том числе, срок и порядок внесения задатка, банковские реквизиты счета для перечисления необходимых средств.

Согласно п. 21 Правил № 230 Договор о задатке заключается в письменной форме по месту нахождения организатора аукциона (если иное не установлено извещением) до подачи заявки, но не позднее 2 рабочих дней с даты обращения заявителя к организатору аукциона с предложением заключить такой договор.

Частью 1 п. 17 документации о проведении открытого аукциона № 53 на право заключения договора водопользования о предоставлении акватории водного объекта в пользование (далее – документация аукциона) указан порядок обеспечения заявки на участие в аукционе.  Согласно указанному порядку заявитель, в письменной форме заключает с организатором аукциона договор о задатке до подачи заявки, но не позднее 2 рабочих дней с даты обращения заявителя к организатору аукциона с предложением заключить такой договор.

Как установлено в ходе рассмотрения дела 07.07.2014 Шабанов О.Е. внес задаток  за участие в аукционе,  что подтверждает чек-ордер от 07.07.2014 № 55. 08.07.2014 в адрес организатора аукциона  Шабановым О.Е. была направлена заявка на участие в аукционе.  После подачи заявки на участие в аукционе Шабановым О.Е. в установленный срок было подано заявление о заключении договора задатка. В 14 часов 00 минут аукционной комиссией была произведена процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в аукционе. По результатам рассмотрения комиссией заявок на участие в аукционе, заявке Шабанова О.Е. было отказано в допуске к участию, т.к. заявление о подписании договор о внесении задатка было подано за пределами отведенного документацией срока. В обоснование принятого решения был указан подпункт «а» п. 33 Правил № 230. Данное решение было оформлено в протоколе № 52 от 08.07.2014.По аналогичным основаниям была отклонена заявка ООО «Парадиз» (второй участника аукциона), в результате чего конкурс был признан несостоявшимся.

Здесь необходимо отметить, что в указанном случае организатором неверно истолкован п. 21 Правил № 230, определяющий срок рассмотрения заявления о подписании договора задатка.  В частности, комиссией истолковано, что заявление участника аукциона о заключении договора задатка должно быть подано не позже 2 дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе. Исходя из указанной трактовки, а также положений гражданского законодательства, устанавливающей течение срока, предложение Шабанова О.Е. о заключении договора задатка должно было быть подано не позднее 03.07.2014.

Подобная трактовка организатором не корректна и изменяет суть положения, в соответствии п. 21 Правил № 230 заявитель может подать заявление о заключении договора задатка в пределах срока подачи заявки на участие в аукционе, а организатор аукциона обязан подписать данный договор не позднее 2 дней с момента подачи такого заявления. Соответственно,  срок не превышающий 2 дней для подписания договора, с момента подачи участником аукциона заявления о его подписании, установлен для организатора аукциона. В данном случае, предложение Шабанова О.Е. о заключении договора задатка было подано до 14 часов 00 минут 08.07.2014, т.е. в установленный срок и организатор в соответствии с действующим законодательством был обязан подписать договор о задатке. В письме департамента Шабанову О.Е. о результатах заседания комиссии № 4959/14 от 09.07.2014 не указаны обоснованные причины неподписания договора задатка. Таким образом, действия организатора аукциона, выразившиеся в не подписании договора задатка без уважительных причин неправомерны.

В соответствии с п. 1 ст. 380 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.

В соответствии с п. 2 ст. 380 ГК РФ соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме.

В чек-ордере № 55 от 07.07.2014, приложенному к составу заявки на участие в аукционе Шабановым О.Е., указано, что уплаченная сумма в размере 0 (ноль) рублей 48 копеек является задатком на участие в аукционе. Заявление о заключении договора задатка направлено организатору 08.07.2014, т.е. после внесения оплаты в качестве задатка для участия в аукционе. Поскольку договор о задатке не был подписан департаментом, то соответственно  указанный чек ордер не мог являться документом, свидетельствующим об оплате задатка по договору. Таким образом, решение аукционной комиссии, не признавший чек-ордер приложенный в состав заявки Шабанова О.Е.  в качестве документа свидетельствующего об оплате задатка правомерно.

Учитывая изложенное, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1.     Признать жалобу Шабанова О.Е.  на действия департамента недропользования и экологии Тюменской области при проведении при проведении открытого аукциона № 52  по продаже права на заключение договора водопользования о предоставлении участка акватории озера Липовое в пользование для рекреационных целей необоснованной.

2.     Признать в действиях департамента недропользования и экологии Тюменской области при проведении открытого аукциона № 53  по продаже права на заключение договора водопользования о предоставлении участка акватории озера Тулубаево в пользование нарушение п. 21 Правил, устанавливающих порядок проведения аукциона  по приобретению права на заключение договора водопользования утв. постановлением Правительства РФ № 230 от 14.04.2007, выразившееся в не подписании договора задатка с Шабановым О.Е.

3.     Предписание об устранении выявленного нарушения департаменту недропользования и экологии Тюменской области не выдавать в связи с признанием  аукциона № 53  по продаже права на заключение договора водопользования о предоставлении участка акватории озера Тулубаево несостоявшимся.

 

 

Председатель Комиссии                                                                               И.В. Поткина

 

 

Члены Комиссии:                                                                                         О.Н. Москвичева

                                                                                                                   

                                                                                                                   Ю.Д. Верзун

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу №Т14/98

 

Резолютивная часть объявлена 18.07.2014

Решение в полном объеме изготовлено 22.07.2014

                                                                                                                                          г. Тюмень

 

            Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению жалоб о нарушениях при проведении торгов в составе:

Председатель Комиссии: Поткина И.В. - временно исполняющий обязанности руководителя управления,

Члены комиссии: Москвичева О.Н. - начальник отдела,

                           Верзун Ю.Д. - начальник отдела.

в присутствии:рассмотрев дело №Т14/98 по признакам нарушения департаментом недропользования и экологии Тюменской области (625000, г. Тюмень, ул. Советская, 61) действующего законодательства при проведении открытого аукциона № 53  по продаже права на заключение договора водопользования о предоставлении участка акватории озера Тулубаево в пользование,

заявителя – Шабанова О.Е.

представителей ответчика – департамента недропользования и экологии Тюменской области – Федоровой Е.С. (доверенность № б.н от 25.06.2014), Петровой О.А.  (доверенность № 154 от 15.07.2014)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской  области 11.07.2014 г. поступила жалоба Шабанова Олега Евгеньевича  на действия департамента недропользования и экологии Тюменской области (далее – департамент) при проведении открытого аукциона № 53  по продаже права на заключение договора водопользования о предоставлении участка акватории озера Тулубаево в пользование (далее – аукцион).

Заявитель в своей жалобе не согласен с решением организатора торгов в отказе допуска к участию в аукционе его заявки.

Указанная жалоба признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и принята к рассмотрению. На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции информация о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте торгов http://www.torgi.gov.ru, официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/. В соответствии с ч.19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Тюменским УФАС  России  в адрес организатора торгов направлено требование о  приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу и уведомлении лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.

В заседании комиссии по рассмотрению дела  заявитель доводы,  изложенные в жалобе, поддержал, пояснив, что аукционная комиссия необоснованно отклонила его заявку от участия в аукционе.

Представители ответчика пояснили, что считают доводы жалобы Шабанова О.Е  необоснованными в связи с тем, что заявителем своевременно не был заключен договор задатка. Такой договор должен быть заключен до подачи заявки, но не позднее 2 рабочих дней с даты обращения заявителя к организатору аукциона с предложением заключить договор о задатке. Заявитель обратился с предложением заключить указанный договор 08.07.2014, что не соответствует положению конкурсной документации.

В соответствии с ч. 1 ст.46 Закона о защите конкуренции по инициативе Комиссии Тюменского УФАС России в рассмотрении настоящего дела был объявлен перерыв до 14 часов 00 минут 18.07.2014. Все присутствующие на заседании лица были уведомлены об объявлении перерыва.

 

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, при этом частью 1 указанной статьи закреплено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с п. 2 ст. 16. Водного кодекса РФ договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.

Правила, устанавливающие порядок проведения аукциона  по приобретению права на заключение договора водопользования утв. постановлением Правительства РФ № 230 от 14.04.2007 (далее – Правила № 230).

На основании подпункта «б» п. 3 Правил № 230 подготовку и заключение договора водопользования на основании обращения юридического лица, физического лица, индивидуального предпринимателя или по своей инициативе осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на заключение договоров водопользования, - в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, за исключением водных объектов.

В целях реализации указанных полномочий департаментом недропользования и экологии был издан приказ № 112-ОД от 08.05.2014 о проведении открытого аукциона № 53 на право заключения договора водопользования и предоставлении участка акватории озера Тулубаево в пользование для размещения плавательных средств.

Извещение № 080514/1471546/02 о проведении данного аукциона было размещено на официальном сайте  торгов www.torgi.gov.ru  08.05.2014. Согласно извещению прием заявок на участие в аукционе осуществлялся с 08.05.2014 по 14 часов 00 минут 08.07.2014 включительно.

 

В соответствии с п. 33 Правил № 230 основаниями для отказа в допуске к участию в аукционе являются:

а) несоответствие заявки требованиям, предусмотренным документацией;

б) несоответствие заявителя требованиям, предусмотренным пунктом 25 настоящих Правил.

Пунктом 29 Правил № 230 установлен закрытый перечень документов прилагаемый к заявке, а именно:

а) документ с указанием наименования, организационно-правовой формы, места нахождения, почтового адреса, номера телефона юридического лица, а также копии учредительных документов, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

б) документ с указанием фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства, номера контактного телефона (для физического лица) индивидуального предпринимателя;

в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (в случае необходимости);

г) реквизиты банковского счета для возврата задатка;

д) утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 11.10.2012 N 1039;

е) документы, подтверждающие внесение задатка;

ж) опись представленных документов, подписанная заявителем.

Договор о задатке, заключенный между заявителем и департаментом не входит в перечень документов заявки, таким образом, отклонение заявки Шабанова О.Е. от участия в аукционе, как несоответствующей требованиям предусмотренной конкурсной документации в связи с не заключением договора задатка  неправомерно.

В соответствии с подпунктом «г» п. 8 Правил № 230 организатор аукциона в том числе, заключает договоры о задатке.

Согласно подпункту «з» п. 15 Правил № 230 в извещении о проведении аукциона должны быть указаны в том числе, размер средств, внесенных в качестве обеспечения заявки (далее - задаток), и условия их внесения.

В соответствии с подпунктом «е» п. 17 Правил № 230 документация разрабатывается и утверждается организатором аукциона и кроме сведений, указанных в извещении, должна содержать в том числе, срок и порядок внесения задатка, банковские реквизиты счета для перечисления необходимых средств.

Согласно п. 21 Правил № 230 Договор о задатке заключается в письменной форме по месту нахождения организатора аукциона (если иное не установлено извещением) до подачи заявки, но не позднее 2 рабочих дней с даты обращения заявителя к организатору аукциона с предложением заключить такой договор.

Частью 1 п. 17 документации о проведении открытого аукциона № 53 на право заключения договора водопользования о предоставлении акватории водного объекта в пользование (далее – документация аукциона) указан порядок обеспечения заявки на участие в аукционе.  Согласно указанному порядку заявитель, в письменной форме заключает с организатором аукциона договор о задатке до подачи заявки, но не позднее 2 рабочих дней с даты обращения заявителя к организатору аукциона с предложением заключить такой договор.

Как установлено в ходе рассмотрения дела 07.07.2014 Шабанов О.Е. внес задаток  за участие в аукционе,  что подтверждает чек-ордер от 07.07.2014 № 55. 08.07.2014 в адрес организатора аукциона  Шабановым О.Е. была направлена заявка на участие в аукционе.  После подачи заявки на участие в аукционе Шабановым О.Е. в установленный срок было подано заявление о заключении договора задатка. В 14 часов 00 минут аукционной комиссией была произведена процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в аукционе. По результатам рассмотрения комиссией заявок на участие в аукционе, заявке Шабанова О.Е. было отказано в допуске к участию, т.к. заявление о подписании договор о внесении задатка было подано за пределами отведенного документацией срока. В обоснование принятого решения был указан подпункт «а» п. 33 Правил № 230. Данное решение было оформлено в протоколе № 52 от 08.07.2014.По аналогичным основаниям была отклонена заявка ООО «Парадиз» (второй участника аукциона), в результате чего конкурс был признан несостоявшимся.

Здесь необходимо отметить, что в указанном случае организатором неверно истолкован п. 21 Правил № 230, определяющий срок рассмотрения заявления о подписании договора задатка.  В частности, комиссией истолковано, что заявление участника аукциона о заключении договора задатка должно быть подано не позже 2 дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе. Исходя из указанной трактовки, а также положений гражданского законодательства, устанавливающей течение срока, предложение Шабанова О.Е. о заключении договора задатка должно было быть подано не позднее 03.07.2014.

Подобная трактовка организатором не корректна и изменяет суть положения, в соответствии п. 21 Правил № 230 заявитель может подать заявление о заключении договора задатка в пределах срока подачи заявки на участие в аукционе, а организатор аукциона обязан подписать данный договор не позднее 2 дней с момента подачи такого заявления. Соответственно,  срок не превышающий 2 дней для подписания договора, с момента подачи участником аукциона заявления о его подписании, установлен для организатора аукциона. В данном случае, предложение Шабанова О.Е. о заключении договора задатка было подано до 14 часов 00 минут 08.07.2014, т.е. в установленный срок и организатор в соответствии с действующим законодательством был обязан подписать договор о задатке. В письме департамента Шабанову О.Е. о результатах заседания комиссии № 4959/14 от 09.07.2014 не указаны обоснованные причины неподписания договора задатка. Таким образом, действия организатора аукциона, выразившиеся в не подписании договора задатка без уважительных причин неправомерны.

В соответствии с п. 1 ст. 380 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.

В соответствии с п. 2 ст. 380 ГК РФ соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме.

В чек-ордере № 55 от 07.07.2014, приложенному к составу заявки на участие в аукционе Шабановым О.Е., указано, что уплаченная сумма в размере 0 (ноль) рублей 48 копеек является задатком на участие в аукционе. Заявление о заключении договора задатка направлено организатору 08.07.2014, т.е. после внесения оплаты в качестве задатка для участия в аукционе. Поскольку договор о задатке не был подписан департаментом, то соответственно  указанный чек ордер не мог являться документом, свидетельствующим об оплате задатка по договору. Таким образом, решение аукционной комиссии, не признавший чек-ордер приложенный в состав заявки Шабанова О.Е.  в качестве документа свидетельствующего об оплате задатка правомерно.

Учитывая изложенное, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1.     Признать жалобу Шабанова О.Е.  на действия департамента недропользования и экологии Тюменской области при проведении при проведении открытого аукциона № 52  по продаже права на заключение договора водопользования о предоставлении участка акватории озера Липовое в пользование для рекреационных целей необоснованной.

2.     Признать в действиях департамента недропользования и экологии Тюменской области при проведении открытого аукциона № 53  по продаже права на заключение договора водопользования о предоставлении участка акватории озера Тулубаево в пользование нарушение п. 21 Правил, устанавливающих порядок проведения аукциона  по приобретению права на заключение договора водопользования утв. постановлением Правительства РФ № 230 от 14.04.2007, выразившееся в не подписании договора задатка с Шабановым О.Е.

3.     Предписание об устранении выявленного нарушения департаменту недропользования и экологии Тюменской области не выдавать в связи с признанием  аукциона № 53  по продаже права на заключение договора водопользования о предоставлении участка акватории озера Тулубаево несостоявшимся.

 

 

Председатель Комиссии                                                                               И.В. Поткина

 

 

Члены Комиссии:                                                                                         О.Н. Москвичева

                                                                                                                   

                                                                                                                   Ю.Д. Верзун

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №Т14/98 [format] => [safe_value] => №Т14/98 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 58 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 58 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-24 07:31:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-22 07:31:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1406187306 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тюменское УФАС России )