Решение по делу № К14/161

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: № К14/161
Дата публикации: 17 ноября 2014, 10:17

Решение по делу № К14/161

 

Резолютивная часть объявлена 29.10.2014

Решение в полном объеме изготовлено 10.11.2014                                                        г. Тюмень

 

Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:Поткина И.В.- заместитель руководителя управления,

Члены комиссии: Москвичева О.Н- начальник отдела,

                           Кокарев Н.В.- главный специалист-эксперт.

в присутствии представителей ответчика – ООО «Тюмень Водоканал»  Ярославцевой С.В. (доверенность № 214/14 от 29.10.2014), Крюкова В.А. (доверенность № 211/14 от 27.10.2014).рассмотрев дело № К14/161, возбужденное по признакам нарушения ООО «Тюмень Водоканал» (625007, г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, 31) ч. 1  ст. 17 Федерального закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе рассмотрения дела № Т14/108 по жалобе ООО «МУБ» на действия ООО «Тюмень Водоканал»  при проведении открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов ООО «Тюмень Водоконал» (реестровый номер закупки на официальном сайте  РФ для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц  www.zakupki.gov.ru, № 31401336920) Комиссией было установлено,  что в закупочной документации установлено требование к участникам запроса предложения  о юридической регистрации в Тюменской области, требования к должностному окладу охранников не ниже 10 000 рублей при режиме работы сутки через трое, после вычета налогов и постоянной регистрации в регионе оказания охранных услуг, что могло привести к ограничению конкуренции.

В связи с указанным, приказом Тюменского УФАС России от 29.09.2014 № 718 в отношении действия ООО «Тюмень Водоканал»  возбуждено дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

В заседании комиссии по рассмотрению настоящего дела  представители ответчика признали вменяемое нарушение, пояснив при этом следующее.

В техническом задании закупочной документации в п. 6.1 были сформулированы требования о том, что юридический и фактический адрес местонахождения должны быть расположены в регионе несения службы, поскольку, согласно техническому заданию ООО «Тюмень Водоканал» требовалось, чтобы у претендента на заключение договора имелись в наличии круглосуточная дежурная часть и группа немедленного реагирования.

В случае заключения договора охраны с организациями из других регионов, осуществление полноценных услуг  по охране объектов ООО «Тюмень Водоканал» стало бы невозможным.

Требование о должностном окладе охранников не ниже 10000 рублей при режиме работы сутки через трое, было установлено в соответствии со ст. 133 Трудового кодекса РФ.

Также представители ответчика пояснили, что данные требования сформулированы в приложении № 1 к Техническому заданию в виде анкеты, которую заполняет участник запроса предложений для сведения организатора закупки без предоставления  каких-либо подтверждающих документов.

 

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, заслушав пояснения представителей ответчика, пришла к следующим выводам.

В соответствии  со ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), положения настоящего Закона распространяются, в том числе и на государственные корпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

ООО «Тюмень Водоканал» является организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения.

Согласно ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки, в частности, Положением о закупке, утвержденным заказчиком.

Общим собранием участников ООО «Тюмень Водоканал» во исполнение требований Закона о закупках и осуществления регламентации своей закупочной деятельности утверждено Положение о закупке ООО «Тюмень Водоканал» (протокол № 26/12 от 22.10.2012).

Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность организатора закупки и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. 

11.07.2014 извещением № 31401336920 на официальном сайте закупок РФ www.zakupki.gov.ru  объявлено о проведении открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов ООО «Тюмень Водоканал». Одновременно с извещением на сайте размещена закупочная документация, в которой были установлены предмет проводимого запроса предложения, порядок подачи и оценки заявок участников запроса предложений, порядок подведения итогов запроса предложения и определения победителя, а также иные положения, регламентирующие процедуру закупки.

В соответствии с п. 3.3.3.5 Положения о закупке к участникам закупки предъявляются следующие обязательные требования:

−        соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки продукции, являющейся предметом закупки;

−        непроведение ликвидации участника закупки юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом;

−        неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в закупке;

−        отсутствие у участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

В соответствии с п. 3.3.3.6 Положения о закупке к участникам закупки дополнительно могут предъявляться следующие требования:

- отсутствие сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках продукции отдельными видами юридических лиц», статьей 19 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

- наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора;

- положительная деловая репутация, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг;

- иные квалификационные требования, связанные с предметом закупки.

Согласно п. 3.3.3.7 Положения о закупке к участникам закупки могут предъявляется особые условия:

- в случае, если несколько юридических лиц, физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) выступают на стороне одного участника закупки, требования, установленные Заказчиком в документации о закупке к участникам закупки, предъявляются к каждому из указанных лиц в отдельности.

- в случае поставки продукции на условиях оплаты "по факту поставки", заказчик вправе сократить список обязательных требований.

Согласно п. 2.5.1.1 Закупочной документации по открытому запросу предложений № 045/14-ОЗП участвовать в данной процедуре открытого запроса предложений может любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо индивидуальный предприниматель, способный на законных основаниях выполнить работы.

Вместе с тем, в противоречие указанному пункту, в п. 6.1 технического задания, являющегося Приложением № 2 к  закупочной документации к основным требованиям к охранной организации относятся в т.ч:

-  наличие действующей лицензии на негосударственную (частную) охранную деятельность с расположением в Тюменском регионе несения службы;

- юридический адрес и фактический адрес местонахождения должны быть расположены в регионе несения службы.

В соответствии с п. 2.8.2.4 Закупочной документации по результатам проведения отборочной стадии Тендерный комитет имеет право отклонить предложения, которые:

- в существенной мере не отвечают требованиям к оформлению настоящей закупочной документации по открытому запросу предложений;

- поданы участниками, которые не отвечают требованиям настоящей закупочной документации по открытому запросу предложений;

- поданы участниками, которые не соответствуют критериям корпоративной безопасности Заказчика;

- поданы участниками, не предоставившими документы, требуемые настоящей закупочной документацией, либо в представленных документах имеются недостоверные сведения об участнике или о предлагаемых им работах;

- содержат предложения, по существу не отвечающие техническим, коммерческим или договорным требованиям настоящей закупочной документации по открытому запросу предложений;

- содержат очевидные арифметические или грамматические ошибки, с исправлением которых не согласился участник.

Таким образом, Тендерный комитет имеет право отклонить заявку для участия в  запросе предложений в связи с отсутствием у охранной организации юридической регистрации в Тюменской области или документально подтвержденного филиала.

Кроме того, в приложении № 1 к техническому заданию к требованиям к охранникам и условиям их службы предъявляется в т.ч постоянная регистрация в регионе оказания охранных услуг, а также должностной оклад не ниже 10 000 рублей при режиме работы сутки через трое, после вычета налогов.

Требование о постоянной регистрации охранников в регионе оказания охранных услуг не  может свидетельствовать о качестве выполняемых работ, технических характеристиках выполняемых работ.

Кроме того, наличие постоянной регистрации охранников в регионе оказания охранных услуг является дискриминирующим условием по отношению к хозяйствующим субъектам из других областей, поскольку  охранники с тюменской пропиской, как правило, являются сотрудниками охранных предприятий осуществляющих свою деятельность и зарегистрированных в Тюменской области, тем самым, предоставляются преимущественные условия организациям, зарегистрированным в Тюменской области.

Таким образом, установление указанных требований к участникам запроса предложений не является обоснованным.

Установление должностного оклада не менее 10000 рублей для охранников, работающих при режиме работы сутки через трое, также является необоснованным требованием для участников закупки, поскольку данным требованием ООО «Тюмень Водоканал» вмешивается в кадровую и экономическую политику хозяйствующих субъектов. Данное требование заказчик обосновывает тем, что получая меньшую зарплату, сотрудник будет выполнять свою работу хуже. Между тем, взаимосвязь между оплатой труда и качеством оказываемых услуг не всегда является пропорциональной.

Кроме того, в конкурсной документации, в соответствии с действующим законодательством, имеются иные обоснованные требования к участникам закупки, которые устанавливают требования к качеству оказываемых услуг.

Установление в конкурсной документации требования о соответствии юридического и фактического адреса участников конкурса и нахождения его исключительно в Тюменской области может привести к ограничению равного доступа всех заинтересованных хозяйствующих субъектов к участию в закупке, и как следствие, может привести к ограничению конкуренции при проведении закупки.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, ООО «Тюмень Водоканал» при проведении запроса  предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов ООО «Тюмень Водоканал» установил требования к участникам запроса предложений, которые могли ограничить конкуренцию.

Как пояснили представители ответчика, в настоящее время на основании решения контрактного офицера (ООО «Тюмень Водоканал») о выборе победителя открытого запроса предложений № 045/14-ОЗП от 26.08.2014 с ООО «Негосударственное (частное) охранное предприятие «Заслон+» заключен договор на оказание услуг по охране объектов ООО «Тюмень Водоканал» сроком на 1 год.

В связи с тем, что ООО «Тюмень Водоканал» заключен договор на оказание услуг по охране объектов ООО «Тюмень Водоканал», Комиссия приходит к выводу об отсутствии основания для выдачи обязательного для исполнения предписания

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1-4 ст. 41, ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.                 Признать в действиях ООО «Тюмень Водоканал» нарушение ч. 1. ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося  в установлении к участникам запроса предложения на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов ООО «Тюмень Водоканал» (извещение № 31401336920) требования о юридической регистрации в Тюменской области, требования к должностному окладу охранников не ниже 10 000 рублей при режиме работы сутки через трое, после вычета налогов и постоянной регистрации в регионе оказания охранных услуг, что могло привести к ограничению конкуренции.

2.                 Обязательное для исполнения предписание не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.

 

Председатель Комиссии                                                                              И.В. Поткина

 

Члены Комиссии:                                                                                          О.Н. Москвичева

                                                                       

                                                                                                                    Н.В. Кокарев

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия

stdClass Object ( [vid] => 9037 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № К14/161 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9037 [type] => solution [language] => ru [created] => 1416201661 [changed] => 1416201661 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1416201661 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу № К14/161

 

Резолютивная часть объявлена 29.10.2014

Решение в полном объеме изготовлено 10.11.2014                                                        г. Тюмень

 

Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:Поткина И.В.- заместитель руководителя управления,

Члены комиссии: Москвичева О.Н- начальник отдела,

                           Кокарев Н.В.- главный специалист-эксперт.

в присутствии представителей ответчика – ООО «Тюмень Водоканал»  Ярославцевой С.В. (доверенность № 214/14 от 29.10.2014), Крюкова В.А. (доверенность № 211/14 от 27.10.2014).рассмотрев дело № К14/161, возбужденное по признакам нарушения ООО «Тюмень Водоканал» (625007, г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, 31) ч. 1  ст. 17 Федерального закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе рассмотрения дела № Т14/108 по жалобе ООО «МУБ» на действия ООО «Тюмень Водоканал»  при проведении открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов ООО «Тюмень Водоконал» (реестровый номер закупки на официальном сайте  РФ для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц  www.zakupki.gov.ru, № 31401336920) Комиссией было установлено,  что в закупочной документации установлено требование к участникам запроса предложения  о юридической регистрации в Тюменской области, требования к должностному окладу охранников не ниже 10 000 рублей при режиме работы сутки через трое, после вычета налогов и постоянной регистрации в регионе оказания охранных услуг, что могло привести к ограничению конкуренции.

В связи с указанным, приказом Тюменского УФАС России от 29.09.2014 № 718 в отношении действия ООО «Тюмень Водоканал»  возбуждено дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

В заседании комиссии по рассмотрению настоящего дела  представители ответчика признали вменяемое нарушение, пояснив при этом следующее.

В техническом задании закупочной документации в п. 6.1 были сформулированы требования о том, что юридический и фактический адрес местонахождения должны быть расположены в регионе несения службы, поскольку, согласно техническому заданию ООО «Тюмень Водоканал» требовалось, чтобы у претендента на заключение договора имелись в наличии круглосуточная дежурная часть и группа немедленного реагирования.

В случае заключения договора охраны с организациями из других регионов, осуществление полноценных услуг  по охране объектов ООО «Тюмень Водоканал» стало бы невозможным.

Требование о должностном окладе охранников не ниже 10000 рублей при режиме работы сутки через трое, было установлено в соответствии со ст. 133 Трудового кодекса РФ.

Также представители ответчика пояснили, что данные требования сформулированы в приложении № 1 к Техническому заданию в виде анкеты, которую заполняет участник запроса предложений для сведения организатора закупки без предоставления  каких-либо подтверждающих документов.

 

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, заслушав пояснения представителей ответчика, пришла к следующим выводам.

В соответствии  со ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), положения настоящего Закона распространяются, в том числе и на государственные корпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

ООО «Тюмень Водоканал» является организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения.

Согласно ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки, в частности, Положением о закупке, утвержденным заказчиком.

Общим собранием участников ООО «Тюмень Водоканал» во исполнение требований Закона о закупках и осуществления регламентации своей закупочной деятельности утверждено Положение о закупке ООО «Тюмень Водоканал» (протокол № 26/12 от 22.10.2012).

Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность организатора закупки и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. 

11.07.2014 извещением № 31401336920 на официальном сайте закупок РФ www.zakupki.gov.ru  объявлено о проведении открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов ООО «Тюмень Водоканал». Одновременно с извещением на сайте размещена закупочная документация, в которой были установлены предмет проводимого запроса предложения, порядок подачи и оценки заявок участников запроса предложений, порядок подведения итогов запроса предложения и определения победителя, а также иные положения, регламентирующие процедуру закупки.

В соответствии с п. 3.3.3.5 Положения о закупке к участникам закупки предъявляются следующие обязательные требования:

−        соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки продукции, являющейся предметом закупки;

−        непроведение ликвидации участника закупки юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом;

−        неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в закупке;

−        отсутствие у участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

В соответствии с п. 3.3.3.6 Положения о закупке к участникам закупки дополнительно могут предъявляться следующие требования:

- отсутствие сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках продукции отдельными видами юридических лиц», статьей 19 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

- наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора;

- положительная деловая репутация, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг;

- иные квалификационные требования, связанные с предметом закупки.

Согласно п. 3.3.3.7 Положения о закупке к участникам закупки могут предъявляется особые условия:

- в случае, если несколько юридических лиц, физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) выступают на стороне одного участника закупки, требования, установленные Заказчиком в документации о закупке к участникам закупки, предъявляются к каждому из указанных лиц в отдельности.

- в случае поставки продукции на условиях оплаты "по факту поставки", заказчик вправе сократить список обязательных требований.

Согласно п. 2.5.1.1 Закупочной документации по открытому запросу предложений № 045/14-ОЗП участвовать в данной процедуре открытого запроса предложений может любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо индивидуальный предприниматель, способный на законных основаниях выполнить работы.

Вместе с тем, в противоречие указанному пункту, в п. 6.1 технического задания, являющегося Приложением № 2 к  закупочной документации к основным требованиям к охранной организации относятся в т.ч:

-  наличие действующей лицензии на негосударственную (частную) охранную деятельность с расположением в Тюменском регионе несения службы;

- юридический адрес и фактический адрес местонахождения должны быть расположены в регионе несения службы.

В соответствии с п. 2.8.2.4 Закупочной документации по результатам проведения отборочной стадии Тендерный комитет имеет право отклонить предложения, которые:

- в существенной мере не отвечают требованиям к оформлению настоящей закупочной документации по открытому запросу предложений;

- поданы участниками, которые не отвечают требованиям настоящей закупочной документации по открытому запросу предложений;

- поданы участниками, которые не соответствуют критериям корпоративной безопасности Заказчика;

- поданы участниками, не предоставившими документы, требуемые настоящей закупочной документацией, либо в представленных документах имеются недостоверные сведения об участнике или о предлагаемых им работах;

- содержат предложения, по существу не отвечающие техническим, коммерческим или договорным требованиям настоящей закупочной документации по открытому запросу предложений;

- содержат очевидные арифметические или грамматические ошибки, с исправлением которых не согласился участник.

Таким образом, Тендерный комитет имеет право отклонить заявку для участия в  запросе предложений в связи с отсутствием у охранной организации юридической регистрации в Тюменской области или документально подтвержденного филиала.

Кроме того, в приложении № 1 к техническому заданию к требованиям к охранникам и условиям их службы предъявляется в т.ч постоянная регистрация в регионе оказания охранных услуг, а также должностной оклад не ниже 10 000 рублей при режиме работы сутки через трое, после вычета налогов.

Требование о постоянной регистрации охранников в регионе оказания охранных услуг не  может свидетельствовать о качестве выполняемых работ, технических характеристиках выполняемых работ.

Кроме того, наличие постоянной регистрации охранников в регионе оказания охранных услуг является дискриминирующим условием по отношению к хозяйствующим субъектам из других областей, поскольку  охранники с тюменской пропиской, как правило, являются сотрудниками охранных предприятий осуществляющих свою деятельность и зарегистрированных в Тюменской области, тем самым, предоставляются преимущественные условия организациям, зарегистрированным в Тюменской области.

Таким образом, установление указанных требований к участникам запроса предложений не является обоснованным.

Установление должностного оклада не менее 10000 рублей для охранников, работающих при режиме работы сутки через трое, также является необоснованным требованием для участников закупки, поскольку данным требованием ООО «Тюмень Водоканал» вмешивается в кадровую и экономическую политику хозяйствующих субъектов. Данное требование заказчик обосновывает тем, что получая меньшую зарплату, сотрудник будет выполнять свою работу хуже. Между тем, взаимосвязь между оплатой труда и качеством оказываемых услуг не всегда является пропорциональной.

Кроме того, в конкурсной документации, в соответствии с действующим законодательством, имеются иные обоснованные требования к участникам закупки, которые устанавливают требования к качеству оказываемых услуг.

Установление в конкурсной документации требования о соответствии юридического и фактического адреса участников конкурса и нахождения его исключительно в Тюменской области может привести к ограничению равного доступа всех заинтересованных хозяйствующих субъектов к участию в закупке, и как следствие, может привести к ограничению конкуренции при проведении закупки.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, ООО «Тюмень Водоканал» при проведении запроса  предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов ООО «Тюмень Водоканал» установил требования к участникам запроса предложений, которые могли ограничить конкуренцию.

Как пояснили представители ответчика, в настоящее время на основании решения контрактного офицера (ООО «Тюмень Водоканал») о выборе победителя открытого запроса предложений № 045/14-ОЗП от 26.08.2014 с ООО «Негосударственное (частное) охранное предприятие «Заслон+» заключен договор на оказание услуг по охране объектов ООО «Тюмень Водоканал» сроком на 1 год.

В связи с тем, что ООО «Тюмень Водоканал» заключен договор на оказание услуг по охране объектов ООО «Тюмень Водоканал», Комиссия приходит к выводу об отсутствии основания для выдачи обязательного для исполнения предписания

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1-4 ст. 41, ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.                 Признать в действиях ООО «Тюмень Водоканал» нарушение ч. 1. ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося  в установлении к участникам запроса предложения на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов ООО «Тюмень Водоканал» (извещение № 31401336920) требования о юридической регистрации в Тюменской области, требования к должностному окладу охранников не ниже 10 000 рублей при режиме работы сутки через трое, после вычета налогов и постоянной регистрации в регионе оказания охранных услуг, что могло привести к ограничению конкуренции.

2.                 Обязательное для исполнения предписание не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.

 

Председатель Комиссии                                                                              И.В. Поткина

 

Члены Комиссии:                                                                                          О.Н. Москвичева

                                                                       

                                                                                                                    Н.В. Кокарев

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу № К14/161

 

Резолютивная часть объявлена 29.10.2014

Решение в полном объеме изготовлено 10.11.2014                                                        г. Тюмень

 

Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:Поткина И.В.- заместитель руководителя управления,

Члены комиссии: Москвичева О.Н- начальник отдела,

                           Кокарев Н.В.- главный специалист-эксперт.

в присутствии представителей ответчика – ООО «Тюмень Водоканал»  Ярославцевой С.В. (доверенность № 214/14 от 29.10.2014), Крюкова В.А. (доверенность № 211/14 от 27.10.2014).рассмотрев дело № К14/161, возбужденное по признакам нарушения ООО «Тюмень Водоканал» (625007, г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, 31) ч. 1  ст. 17 Федерального закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе рассмотрения дела № Т14/108 по жалобе ООО «МУБ» на действия ООО «Тюмень Водоканал»  при проведении открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов ООО «Тюмень Водоконал» (реестровый номер закупки на официальном сайте  РФ для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц  www.zakupki.gov.ru, № 31401336920) Комиссией было установлено,  что в закупочной документации установлено требование к участникам запроса предложения  о юридической регистрации в Тюменской области, требования к должностному окладу охранников не ниже 10 000 рублей при режиме работы сутки через трое, после вычета налогов и постоянной регистрации в регионе оказания охранных услуг, что могло привести к ограничению конкуренции.

В связи с указанным, приказом Тюменского УФАС России от 29.09.2014 № 718 в отношении действия ООО «Тюмень Водоканал»  возбуждено дело по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

В заседании комиссии по рассмотрению настоящего дела  представители ответчика признали вменяемое нарушение, пояснив при этом следующее.

В техническом задании закупочной документации в п. 6.1 были сформулированы требования о том, что юридический и фактический адрес местонахождения должны быть расположены в регионе несения службы, поскольку, согласно техническому заданию ООО «Тюмень Водоканал» требовалось, чтобы у претендента на заключение договора имелись в наличии круглосуточная дежурная часть и группа немедленного реагирования.

В случае заключения договора охраны с организациями из других регионов, осуществление полноценных услуг  по охране объектов ООО «Тюмень Водоканал» стало бы невозможным.

Требование о должностном окладе охранников не ниже 10000 рублей при режиме работы сутки через трое, было установлено в соответствии со ст. 133 Трудового кодекса РФ.

Также представители ответчика пояснили, что данные требования сформулированы в приложении № 1 к Техническому заданию в виде анкеты, которую заполняет участник запроса предложений для сведения организатора закупки без предоставления  каких-либо подтверждающих документов.

 

Комиссия Тюменского УФАС России, исследовав представленные сведения и документы, заслушав пояснения представителей ответчика, пришла к следующим выводам.

В соответствии  со ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), положения настоящего Закона распространяются, в том числе и на государственные корпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

ООО «Тюмень Водоканал» является организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения.

Согласно ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки, в частности, Положением о закупке, утвержденным заказчиком.

Общим собранием участников ООО «Тюмень Водоканал» во исполнение требований Закона о закупках и осуществления регламентации своей закупочной деятельности утверждено Положение о закупке ООО «Тюмень Водоканал» (протокол № 26/12 от 22.10.2012).

Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность организатора закупки и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. 

11.07.2014 извещением № 31401336920 на официальном сайте закупок РФ www.zakupki.gov.ru  объявлено о проведении открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов ООО «Тюмень Водоканал». Одновременно с извещением на сайте размещена закупочная документация, в которой были установлены предмет проводимого запроса предложения, порядок подачи и оценки заявок участников запроса предложений, порядок подведения итогов запроса предложения и определения победителя, а также иные положения, регламентирующие процедуру закупки.

В соответствии с п. 3.3.3.5 Положения о закупке к участникам закупки предъявляются следующие обязательные требования:

−        соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки продукции, являющейся предметом закупки;

−        непроведение ликвидации участника закупки юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом;

−        неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в закупке;

−        отсутствие у участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

В соответствии с п. 3.3.3.6 Положения о закупке к участникам закупки дополнительно могут предъявляться следующие требования:

- отсутствие сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках продукции отдельными видами юридических лиц», статьей 19 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

- наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора;

- положительная деловая репутация, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг;

- иные квалификационные требования, связанные с предметом закупки.

Согласно п. 3.3.3.7 Положения о закупке к участникам закупки могут предъявляется особые условия:

- в случае, если несколько юридических лиц, физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) выступают на стороне одного участника закупки, требования, установленные Заказчиком в документации о закупке к участникам закупки, предъявляются к каждому из указанных лиц в отдельности.

- в случае поставки продукции на условиях оплаты "по факту поставки", заказчик вправе сократить список обязательных требований.

Согласно п. 2.5.1.1 Закупочной документации по открытому запросу предложений № 045/14-ОЗП участвовать в данной процедуре открытого запроса предложений может любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо индивидуальный предприниматель, способный на законных основаниях выполнить работы.

Вместе с тем, в противоречие указанному пункту, в п. 6.1 технического задания, являющегося Приложением № 2 к  закупочной документации к основным требованиям к охранной организации относятся в т.ч:

-  наличие действующей лицензии на негосударственную (частную) охранную деятельность с расположением в Тюменском регионе несения службы;

- юридический адрес и фактический адрес местонахождения должны быть расположены в регионе несения службы.

В соответствии с п. 2.8.2.4 Закупочной документации по результатам проведения отборочной стадии Тендерный комитет имеет право отклонить предложения, которые:

- в существенной мере не отвечают требованиям к оформлению настоящей закупочной документации по открытому запросу предложений;

- поданы участниками, которые не отвечают требованиям настоящей закупочной документации по открытому запросу предложений;

- поданы участниками, которые не соответствуют критериям корпоративной безопасности Заказчика;

- поданы участниками, не предоставившими документы, требуемые настоящей закупочной документацией, либо в представленных документах имеются недостоверные сведения об участнике или о предлагаемых им работах;

- содержат предложения, по существу не отвечающие техническим, коммерческим или договорным требованиям настоящей закупочной документации по открытому запросу предложений;

- содержат очевидные арифметические или грамматические ошибки, с исправлением которых не согласился участник.

Таким образом, Тендерный комитет имеет право отклонить заявку для участия в  запросе предложений в связи с отсутствием у охранной организации юридической регистрации в Тюменской области или документально подтвержденного филиала.

Кроме того, в приложении № 1 к техническому заданию к требованиям к охранникам и условиям их службы предъявляется в т.ч постоянная регистрация в регионе оказания охранных услуг, а также должностной оклад не ниже 10 000 рублей при режиме работы сутки через трое, после вычета налогов.

Требование о постоянной регистрации охранников в регионе оказания охранных услуг не  может свидетельствовать о качестве выполняемых работ, технических характеристиках выполняемых работ.

Кроме того, наличие постоянной регистрации охранников в регионе оказания охранных услуг является дискриминирующим условием по отношению к хозяйствующим субъектам из других областей, поскольку  охранники с тюменской пропиской, как правило, являются сотрудниками охранных предприятий осуществляющих свою деятельность и зарегистрированных в Тюменской области, тем самым, предоставляются преимущественные условия организациям, зарегистрированным в Тюменской области.

Таким образом, установление указанных требований к участникам запроса предложений не является обоснованным.

Установление должностного оклада не менее 10000 рублей для охранников, работающих при режиме работы сутки через трое, также является необоснованным требованием для участников закупки, поскольку данным требованием ООО «Тюмень Водоканал» вмешивается в кадровую и экономическую политику хозяйствующих субъектов. Данное требование заказчик обосновывает тем, что получая меньшую зарплату, сотрудник будет выполнять свою работу хуже. Между тем, взаимосвязь между оплатой труда и качеством оказываемых услуг не всегда является пропорциональной.

Кроме того, в конкурсной документации, в соответствии с действующим законодательством, имеются иные обоснованные требования к участникам закупки, которые устанавливают требования к качеству оказываемых услуг.

Установление в конкурсной документации требования о соответствии юридического и фактического адреса участников конкурса и нахождения его исключительно в Тюменской области может привести к ограничению равного доступа всех заинтересованных хозяйствующих субъектов к участию в закупке, и как следствие, может привести к ограничению конкуренции при проведении закупки.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, ООО «Тюмень Водоканал» при проведении запроса  предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов ООО «Тюмень Водоканал» установил требования к участникам запроса предложений, которые могли ограничить конкуренцию.

Как пояснили представители ответчика, в настоящее время на основании решения контрактного офицера (ООО «Тюмень Водоканал») о выборе победителя открытого запроса предложений № 045/14-ОЗП от 26.08.2014 с ООО «Негосударственное (частное) охранное предприятие «Заслон+» заключен договор на оказание услуг по охране объектов ООО «Тюмень Водоканал» сроком на 1 год.

В связи с тем, что ООО «Тюмень Водоканал» заключен договор на оказание услуг по охране объектов ООО «Тюмень Водоканал», Комиссия приходит к выводу об отсутствии основания для выдачи обязательного для исполнения предписания

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, чч. 1-4 ст. 41, ст. 48, ч.1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.                 Признать в действиях ООО «Тюмень Водоканал» нарушение ч. 1. ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося  в установлении к участникам запроса предложения на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов ООО «Тюмень Водоканал» (извещение № 31401336920) требования о юридической регистрации в Тюменской области, требования к должностному окладу охранников не ниже 10 000 рублей при режиме работы сутки через трое, после вычета налогов и постоянной регистрации в регионе оказания охранных услуг, что могло привести к ограничению конкуренции.

2.                 Обязательное для исполнения предписание не выдавать в связи с отсутствием оснований для его выдачи.

 

Председатель Комиссии                                                                              И.В. Поткина

 

Члены Комиссии:                                                                                          О.Н. Москвичева

                                                                       

                                                                                                                    Н.В. Кокарев

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № К14/161 [format] => [safe_value] => № К14/161 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-17 05:17:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-10 05:17:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1416201661 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тюменское УФАС России )