Информация с пресс-конференции руководителя Тюменского УФАС России Дмитрия Шалабодова на тему: "Итоги деятельности управления за 2010 год"

Пресс-конференция руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области  Дмитрия Валерьевича Шалабодова на тему: «Итоги деятельности Тюменского УФАС России за 2010 год. Планы на 2011 год».

 

1.     В 2010 году в управление поступило в 2 раза больше заявлений на незаконные действия компаний, осуществляющих монополистическую деятельность.

 

За 2010 год в управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области поступило 203 заявления на действия компаний, осуществляющих незаконную монополистическую деятельность.  Эта цифра в 2 раза больше прошлогодних показателей. В 2009 году в ведомство было направлено 116 обращений на действия компаний – монополистов.

 

Всего в 2010 году по фактам осуществления незаконной монополистической деятельности было возбуждено 25 дел, из которых по заявлениям граждан  - 14.  По  результатам рассмотрения возбужденных дел сотрудниками антимонопольного ведомства выявлено 16 нарушений, выдано 16 предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий направленных на устранение его нарушения, 4 дела находятся в стадии рассмотрения.

 

По фактам злоупотребления компаниями своим доминирующим положением Тюменским УФАС России возбуждено и рассмотрено 14 дел, выявлено 5 случаев заключения компаниями антиконкурентных соглашений и совершение  согласованных действий, которые могут привести к поддержанию или  установлению цен, созданию препятствий доступа на рынок, сокращению или прекращению производства товаров, имеющих потребительский спрос и т.д. Также за 2010 год  выявлено  6 случаев незаконного отбора финансовых организаций субъектами естественных монополий.

 

Стоит отметить, что в текущем году показатель возбужденных дел по фактам монополистической деятельности хозяйствующих субъектов снизился с 31 до 25 дел. Это указывает на  повышение уровня законопослушности предприятий Тюменской области и соблюдения антимонопольного законодательства. Увеличение же количества заявлений и жалоб, поданных юридическими и физическими лицами, связано, в первую очередь, с возрастающей ролью антимонопольного органа при решении вопросов пресечения незаконной монополистической деятельности, а также с активностью заявителей и повышением их грамотности в области полномочий антимонопольных органов.

        

2.     Недобросовестная конкуренция.

В 2010 году увеличилось и количество заявлений по фактам недобросовестной конкуренции. В управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области поступило 21 заявление, что больше чем в 2009 году – 13.

 

Однако не все заявления указывали на признаки недобросовестной конкуренции. Так, по заявлениям, поступившим в 2010 году, было возбуждено 15 дел, из них 6 дел по признакам недобросовестного использования интеллектуальной собственности при введении в оборот товаров, 6 дел – недобросовестная конкуренция  при участии в торгах (5 из них – финансовыми организациями). При этом по собственной инициативе управлением было возбуждено одно дело – по введению в заблуждение в отношении потребительских свойств предлагаемого товара (риэлтерская фирма при продаже квартир).

 

По  результатам рассмотрения дел признано 11 нарушений, одно дело находится в стадии рассмотрения. По рассмотренным делам хозяйствующим субъектам, нарушившим антимонопольное законодательство, было выдано 11 предписаний о прекращении нарушений и совершении действий, направленных на устранение нарушения.

 

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2010 году показатель возбужденных дел по фактам недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов возрос с 7 до 16 дел.

 

3.     Нарушения рекламного законодательства.

 

В ходе контроля Тюменским УФАС России  соблюдения требований рекламного законодательства в 2010 году выявлено большое количество рассмотренных дел о ненадлежащей рекламе, связанной с привлечением денежных средств в строительство, о рекламе пива и напитков, изготавливаемых на его основе, рекламе медицинских услуг, а также о рекламе с использованием иностранных слов.

 

Всего  в 2010 году в Тюменском УФАС России находилось на рассмотрении 119 заявлений по  признакам  нарушения  Закона «О рекламе» (в 2009 году - 91 заявление). Возбуждено и рассмотрено 88 дел (за 2009 год – 91  дело), в том числе 72  дела – по заявлениям (за 2009 год  - 65 дел), 16  дел –  по собственной инициативе (в 2009 году – 26 дел). Вынесено постановлений о наложении штрафа за нарушения рекламного законодательства: 59 (в 2009 – 86).

 

Таким образом, по фактам отсутствия части существенной информации в рекламе, превышение объема рекламы  -  28 нарушений или  32 %, по фактам использования в рекламе иностранных слов без перевода - 13 нарушений или 15%; по фактам размещения рекламы алк.продукции, пива и табака  без предупреждения о вреде чрезмерного употребления- 12 нарушений или 14%; по незаконной рекламе медицинских услуг - 12  нарушений или 14 %, и  по нарушениям в рекламе финансовых услуг и привлечения денежных средств в строительство - 23 нарушения или  26%.

 

4.     Контроль Тюменского УФАС России за соблюдением закона о размещении государственных и муниципальных заказов.

 

За 2010 год в Тюменское УФАС России поступило 720 жалоб от участников торгов. В 2009 году – 749.  37% от рассмотренных жалоб признано обоснованными, выдано 171 предписание об устранении нарушений закона о размещении государственных и муниципальных заказов.  По допущенным нарушениям при проведении торгов в  управлении возбуждено 120  административных дел и назначено 90 штрафов на общую сумму 1 миллион 900 тысяч рублей.

 

5.     Нарушение антимонопольного законодательства органами власти и местного самоуправления.

 

В 2010 году  Тюменским УФАС России рассмотрено 102 дела  по фактам нарушения органами власти и местного самоуправления  антимонопольного законодательства.  Из них:

По ст. 15:

- 7 дел рассмотрено о нарушении ч. 3 ст. 15 (наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления)

По ч. 1 ст. 15:

16 дел – по муниципальным правовым  актам, несоответствующим антимонопольному законодательству

5 – по жалобам хозсубъектов

5 – по результатам земельного мониторинга

14 дел – по нарушению районными и городскими станциями по борьбе с болезнями животных антимонопольного законодательства

 

 

 

По ст. 16:

Одно дело, в котором в качестве ответчиков проходили МП «Заводоуковское ЖКХ» и ООО «Флора».  Они заключили соглашение, которое  могло привести к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг

 

По ст. 18:

Одно дело, возбужденное в отношении администрации п. Винзили. Администрация заключила договор обязательного медицинского страхования работающих граждан с ОАО СМК “Югория-Мед” без проведения торгов по отбору финансовой организации.

 

6.     Громкие дела и основные направления работы Тюменского УФАС России в 2010году.

 

В 2010 году Тюменское УФАС России выявило новые нарушения антимонопольного и рекламного законодательства. Ведомство встало на защиту граждан перед ресурсоснабжающими организациями, которые необоснованно прекращали поставку тепла, газа и воды в жилые дома. Таким образом, отключение воды в целом доме за долги управляющей компании было произведено компанией «Тюмень-Водоканал». В результате чего были ущемлены добросовестные плательщики. ООО «Тюмень-водоканал» оштрафовано на 7 миллионов 785 тысяч рублей. Отметим, что решение о нарушении «Водоканалом» закона о защите конкуренции поддержано судом первой инстанции. 

 

На ущемлении прав добросовестных плательщиков попалось и  ЗАО «Северрегионгаз» (ЗАО «Газпром межрегион Север»). Компания также отключила газ, подаваемый в крышную котельную жилого дома, в связи с задолженностью управляющей компании. В результате таких действий все жильцы данного дома были лишены возможности получать услугу горячего водоснабжения в течение 2-х месяцев.

 

Обеим ресурсоснабжающим организациям выдано обязательное для исполнения предписание. В течение года они  обязаны предоставлять в антимонопольное ведомство  информацию об отключении поставляемого ими коммунального ресурса жилых домов и обоснованности таких отключений. Выдача предписаний  позволила решить проблему незаконного и необоснованного отключения коммунальных услуг в городе Тюмени.

 

Помимо этого, Тюменское УФАС России рассмотрело еще одно дело, связанное с  предоставлением жилищно-коммунальных услуг на территории города Тюмени. В этот раз нарушение было связано с неверным расчетом платы за тепло.   Ответчиком по делу проходило ОАО «Тепло Тюмени». Являясь поставщиком тепла,  общество рассчитывало управляющей компании плату за тепловую энергии не по нормативам, утвержденным органами местного самоуправления для граждан, а по методическим рекомендациям, которые распространяются на коммерческие и бюджетные организации.

 

Также в 2010 году управлением проведена большая работа по отчистки дорог города Тюмени от незаконно размещенной  рекламы на опорах, предназначенных для дорожных знаков.  Таким образом, всего с дорог Тюмени  демонтировано более 100 рекламных табличек.

 

На протяжении 2010 года Тюменское УФАС России работало и над формированием единой практики в применении закона о размещении государственных и муниципальных заказов.

 

 

 

7.     Реализация новых полномочий Тюменским УФАС России в 2010 году.

 

В связи с вступлением в силу с 01.02.2010 года Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» на антимонопольные органы возложены полномочия по контролю за соблюдением антимонопольных правил при осуществлении торговой деятельности. В рамках данных полномочий управлением было проведено 4 внеплановые проверки региональных торговых сетей, по результатам которых были выданы рекомендации по приведению типовых договоров заключаемых торговыми сетями с поставщиками продовольственных товаров в соответствие с торговым законодательством.

 

В ходе проверки выданных рекомендаций было установлено, что торговые сети устранили большинство указанных нарушений, однако в некоторых договорах остались, условия которые противоречат требованиям Закона о торговле, но не подпадают под антимонопольный контроль. По этим нарушениям информация была направлена в прокуратуру Тюменской области для принятия мер прокурорского реагирования.

 

В августе 2009 года введена административная ответственность за нарушение Стандартов раскрытия информации субъектами  рынка электроэнергетики. В 2010 году к такой административной ответственности были привлечены 2 компании. Работа будет продолжена в 2011 году, поскольку отсутствие прозрачности на рынке электроэнергетики препятствует функционированию и развитию этого рынка. К сожалению, не все электросетевые компании это понимают и не размещают, предусмотренную Стандартами информацию на своих сайтах и в СМИ. Стандарты раскрытия информации действуют с 2004 года.

 

В конце 2009 года вступил в силу Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В нем закреплены обязательства организаций, осуществляющих поставку коммунальных ресурсов, до 01.07.2010 года направить своим потребителям предложения об оснащении приборами учета. Законом также установлен запрет на отказ или уклонение от заключения договора на выполнение работ по установке данных приборов учета. За данные нарушения в 2010 году введена административная ответственность в виде штрафа до 30 000 на должностных лиц и до 150 000 на организацию. Рассмотрение данной категории дел и привлечение к административной ответственности возложено на антимонопольные органы.

 

В рамках данных полномочий Тюменским УФАС России было подготовлено и направлено более 100 запросов ресурсоснабжающим организациям, расположенным на территории Тюменской области (без АО) и выявлено, что большинство из них не выполнило надлежащим образом обязательства. В связи с чем, в адрес таких организаций были направлены разъяснительные письма о соблюдении законодательства. В результате проделанной работы было возбуждено одно дело об административном правонарушении. Однако лицо, привлекаемое к административной ответственности, представило документы, подтверждающие вручение соответствующих предложений потребителям под роспись. Дело прекращено по малозначительности.

 

Всего за 2010 год Тюменским УФАС России было наложено штрафов на сумму  191 миллион 503 тысячи рублей. Из них  заплачено – 53 миллиона 48 тысяч рублей.