Теперь антимонопольный орган будет выдавать предостережения и предупреждения

 

Сегодня, 27 декабря 2011 года, в совместном пресс-центре информационных агентств "Интерфакс-Урал" и "Тюменская линия" (ул. Осипенко 81) состоялась пресс-конференция руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области Дмитрия Шалабодова, посвященная «третьему антимонопольному пакету».

Необходимо отметить о таких новеллах антимонопольного законодательства, как введение двух новых институтов - предостережение и предупреждение. Которые будут выдаваться антимонопольным органам в целях предупреждения нарушения антимонопольного законодательства.

Предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства будет направляться, как правило, должностным лицам хозяйствующих субъектов в случае публичного заявления ими о планируемом поведении на товарном рынке.

В случае установления признаков злоупотребления доминирующим положением путем навязывания невыгодных условий договора или отказа или уклонения от заключения договора антимонопольный орган обязан будет изначально выдать предупреждение о прекращении таких действий в установленные сроки.

В случае надлежащего исполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо не привлекается к административной ответственности. Таким образом, антимонопольный орган отказывается от карательной практики и поворачивается в сторону превентивных мер антимонопольного реагирования.

Не признается монопольно высокой ценой товара, которая установлена на бирже, если соблюдаются условия определённые в законе.

Одним из главных достижений «пакета» является то, что вводится новое для российского законодательства понятие «картель» под которым понимается соглашения между хозяйствующими субъектами – конкурентами.

Следует отметить, что теперь однозначно установлено, что картеля внутри группы лиц не существует.

Запрет на согласованные действия не распространяется на участников совокупная доля которых не превышает 20 % товарного рынка и при этом доля каждого из них не превышает 8 %.

Впервые в Кодексе об административных правонарушениях появляются обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность для юридических лиц.

Следует отметить, что в примечании к статье 14.31 КоАП РФ закреплен порядок расчета оборотных штрафов. Смысл которого заключается в том, что расчет штрафа начинается от средней величины штрафа предусмотренного минимальной и максимальной санкцией и увеличивается или уменьшается пошагово на определенный размер (1/8), при наличии отягчающих или смягчающих обстоятельств указанных в кодексе.

Данные изменения направлены на снижение коррупционной составляющей при назначении наказания, а также компании доминанты могут самостоятельно рассчитать финансовые риски при нарушении антимонопольного законодательства.

Третий антимонопольный пакет отменяет уголовную ответственность за осуществление согласованных действий и заключение вертикальных соглашений.

Также антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

Закон о защите конкуренции вводит прямой запрет на установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.

«Эта новелла может помочь каждому российскому гражданину, с нашей, в том числе, помощью  в восстановлении справедливости в очень важных делах, когда они обращаются за помощью к государству. Это касается, в том числе, выдачи справок, разрешений или оказания социальной помощи» - сказал Дмитрий Шалабодов.

Дополнительную информацию можно получить в пресс-службе Тюменского УФАС России по телефону: (3452)505-805.