Решение № Р 13/44-05

Номер дела: Р 13/44-05
Дата публикации: 12 июля 2013, 10:08

Р Е Ш Е Н И Е  №  Р 13/44-05

28.06.2013 г.                                                                                                     г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 Председатель Комиссии:

Поткина И.В.

 

-заместитель руководителя    управления;                

Члены  Комиссии:

 

Полухин Д. А.

Огнева Е.Н.

- заместитель начальника ОКСЗ;

- ведущий специалист-эксперт,

рассмотрев дело № Р13/44 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ненадлежащей рекламы спектакля «Кыся», иные материалы, в присутствие:

- представителя ИП Белова И.В. –

- представителя Общественной организации «Тюменский городской родительский комитет»

- заинтересованного лица - Гуськовой Т.Ю. (полномочия проверены, предъявлен паспорт гражданина РФ),

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Тюменского УФАС России поступило обращение Общественной организации «Тюменский городской родительский комитет» (вх.817 от 01.02.2013г.) о нарушении Закона о рекламе.

Из заявления следует, что  на ул. Мориса Тореза перед перекрестком с улицей Малыгина (напротив магазина «Рентал»), на ул. Мориса Тореза перед перекрестком с ул. Республики возле поста ГАИ, на ул. Мориса Тореза перед перекрестком с ул.Республики перед Сбербанком, на ул. Мориса Тореза перед перекрестком с ул.Ленина, на ул. Холодильной возле офтальмологического диспансера, д.118 размещены рекламные баннеры спектакля Кыся» следующего содержания: «Городские зрелищные кассы Kassy.ru 566000 12 февраля. Филармония. НАГИЕВ Дмитрий КЫСЯ ЛИФАНОВ Игорь 16+ Шансон 101, 0 fm в Тюмени». На баннерах также помещена фотография Д.Нагиева в черном костюме с вульгарно оттопыренным средним пальцем, под руку с «невестой» в фате и подвенечном платье – И.Лифановым. По мнению заявителя, образ двух мужчин, один из которых в подвенечном платье, является непристойным. Также непристойным является жест - оттопыренный средний палец.

Кроме того, в Тюменское УФАС России представлено 570 подписей граждан – жителей г.Тюмени, которые считают обозначенную рекламу спектакля «Кыся» оскорбительной и недопустимой для размещения в общественных местах.

В соответствии с данными «Словаря русского языка в четырех томах» под ред. Евгеньевой А.П., том 3 (М.:Русский язык, 1986) слово непристойный имеет значение «крайне неприличный, предосудительный; относящийся к интимным сторонам жизни человека, о которых стыдно говорить открыто (к отношению полов, к физиологическим отправлениям организма)».

Данная реклама была вынесена на обсуждение членов Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе при Тюменском УФАС России, заседание которого состоялось 01.04.2013г.

Решением Экспертного совета было установлено, что реклама следующего содержания: «Городские зрелищные кассы Kassy.ru 566000 12 февраля. Филармония. НАГИЕВ Дмитрий КЫСЯ ЛИФАНОВ Игорь Шансон 101, 0 fm в Тюмени» с изображением Д.Нагиева в черном костюме, под руку с «невестой» в фате и подвенечном платье – И.Лифановым является неэтичной, непристойной для потребительской аудитории. Афиша рассчитана на определенный круг лиц, ограниченный возрастными рамками (спектакль имеет возрастное ограничение +16).  Однако, способ и место размещение данной рекламы расширил круг потребителей рекламы до неограниченного. Это привело к тому, что невольными потребителями данной рекламы стали дети и граждане, для которых в силу религиозных, философских, политических убеждений указанные изображения являются оскорбительными. Сам образ переодетого в женское платье мужчины не противоречит законодательству и не является непристойным. Но в данной рекламе эксплуатируются аморальные образы нарушающие устои общества, оскорбляющие традиции.

В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 6 статьи 5 несет рекламодатель.

Согласно представленной ООО «Рекламная компания «Деловой мир» информации (вх.2552 от 01.04.2013г.), договору возмездного оказания услуг № 149 от 14.11.2011, счету на оплату №2041 от 20.12.2012г. рекламодателем вышеупомянутой рекламы является индивидуальный предприниматель Белов Илья Владимирович, адрес: 454021, г.Челябинск, ул.40 лет Победы, 6-95, ИНН 744800532599.

Определением от 01.04.2013г. №Р13/44-01 было возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ИП Белова И.В.

Согласно письменным пояснениям ИП Белова И.В. (вх.3735 от 16.05.2013г.) вменяемое правонарушение он не признает, поскольку критерий непристойности и оскорбительности образов, использованных в рекламе, носит субъективный, оценочный характер. В силу этого, по мнению ИП Белова И.В., вывод о непристойности и оскорбительности образа может быть сформулирован только соответствующим специалистом.

На рассмотрение дела, состоявшееся 21.06.2013г.,  ИП Беловым И.В. представлены  результаты экспертизы профессора кафедры рекламы и связей с общественностью Уральского государственного университета физической культуры. Согласно заключению, из истории театра известны примеры исполнения мужчинами женских ролей и появление на рекламном баннере актера И. Лифанова в театральном образе женщины под руку с актером Д.Нагиевым можно объяснить вышеописанной традицией театрального искусства. Жест Д. Нагиева (оттопыренный средний палец) не может быть интерпретирован как непристойный, поскольку не направлен в сторону зрителя. Направление жеста меняет значение жеста. Однако, документы, подтверждающие компетенцию лица, проводившего экспертизу, не представлены.

Представитель заявителя, ссылаясь на данные материала из Википедии, пояснил, что средний палец – неприличный жест, заключающийся в том, что средний палец поднимается вверх или вперед, а остальные четыре пальца прижимаются к ладони. Средний палец при этом выступает как фаллический символ. Жест служит прямым оскорблением или грубым требованием оставить в покое.

Гуськова Т.Ю., привлеченная к рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица, пояснила, что в самом спектакле образы жениха и невесты не используются, и вообще нет такого образа у И. Лифанова. Шуточные фотографии были приурочены к 20-летней годовщине совместной работы Д.Нагиева и И.Лифанова, состоявшейся в январе 2012 года. Актер Д.Нагиев, изображенный в рекламе в качестве «жениха», исполняет в спектакле роль кота (животного), а актер И. Лифанов, изображенный в образе «невесты», исполняет роль хозяина кота (человека). И поскольку, данные образы жениха и невесты не используются в спектакле, а 20 летний юбилей совместного творчества прошел год назад, то данные образы, нарушающие устои общества, оскорбляющие традиции, неуместны на афишах данного спектакля. Данное мнение подтверждается подписями граждан (570 человек), собранными инициативной группой.

Определением от 21.06.2013г. №Р13/44-04 рассмотрение дела отложено на 28.06.2013г.

На рассмотрение дела, состоявшееся 28.06.2013г., представителем ИП Белова предъявлены копия аттестата государственного образца серия ПР №007707 (Москва) от 16.06.2010 №1717/187-п о присвоении ученого звания профессора по кафедре связей с общественностью Киуру К.В., копия диплома государственного образца серия ДДН № 009928 от 20.03.2009г. №11д/43 о присуждении ученой степени доктора филологических наук Киуру К.В.

Вместе с тем, филология (греч. philologia – любовь к слову) – это комплекс наук, изучающих язык, речь и различные словесные тексты. Филология – это общее обозначение двух наук: лингвистики и литературоведения, связанных единым предметом изучения – словом, изучающих историю и выясняющих сущность духовной культуры человечества через языковой и стилистический анализ письменных текстов. В тексте рассматриваемой рекламе не усматривается использование непристойных образов, сравнений и выражений.

В свою очередь, заявителем представлено в материалы дела заключение специалиста – доктора педагогических наук, кандидата медицинских наук Малярчук Н.Н. от 27.06.2013г., согласно которому нахождение рекламы спектакля «Кыся» на территории театра, куда существует ограниченный доступ детей младшего возраста, можно было бы считать как изображение лицедейства. Но размещение этой рекламы на улицах города необходимо рассматривать и с позиции негативного ее влияния на нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что одним из средств нравственного воспитания детей является именно изобразительное искусство. Но реклама спектакля «Кыся» формирует представление о том, что жених и невеста могут быть представителями одного пола, что противоречит традиционным российским нормам морали и нравственности. Учитывая, что гендерная идентичность (ощущение принадлежности к определенному полу) у детей до двух лет жизни формируется по внешнему виду значимых людей – одежде, следовательно, реклама спектакля «Кыся» (где один из героев – мужчина одет в свадебное платье), может негативно влиять на формирование представлений о мужчине и женщине у детей дошкольного возраста. Эти представления являются одними из базовых для заключения психологов о нормальном интеллектуальном развитии ребенка. Таким образом, специалистом сделан вывод, что реклама спектакля «Кыся», размещенная в г.Тюмени,  не отвечает общепринятым нормам морали и нравственности и может оказать негативное влияние на развитие ребенка.

Также заявителем представлено письмо Заместителя председателя Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области от 22.02.2013 №59-нл о том, что рекламный баннер, рекламирующий спектакль «Кыся», рассмотрен на заседании межведомственной рабочей группы при комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе области. Участники заседания единодушно выразили мнение о том, что подобные баннеры нежелательно размещать для всеобщего обозрения в городе. На это же, по мнению рабочей группы, указывает п.1 ст.3 Закона Тюменской области от 03.05.2002 №15 «О дополнительных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Тюменской области».

На рассмотрении дела представитель Общественной организации «Тюменский городской родительский комитет» пояснил, что реклама спектакля «Кыся» на территории города Тюмени распространялась в самых многолюдных местах, в центре города, на крупных рекламных конструкциях, на которые люди даже невольно обращают внимание в силу их размеров. Актеры в виде «жениха» и «невесты» смотрят прямо на тех людей, чей взор останавливается на данной рекламе,  неприличный жест «жениха» обращен именно в сторону того человека, кто смотрит на рекламу. Данная реклама адресована неопределенному кругу лиц, независимо от их возраста или убеждений. Среди этих граждан могут быть и дети любого возраста. Ребенок, посмотрев на рекламу, в силу своего возраста и развития, может воспринимать ее для себя так, что свадьба двух мужчин – это нормально, что мужчине можно одеваться в женскую одежду, и что неприличный жест в виде оттопыренного среднего пальца не такой уж и неприличный.

По мнению представителя заявителя, реклама в виде фотографии двух мужчин, одетых в костюмы жениха и невесты, оскорбляет чувства верующих граждан – православных христиан, так как эта реклама является наглым попранием Божьей Заповеди: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие.» (Ветхий Завет, Второзаконие, 22.5). Данная реклама спектакля «Кыся» отрицает традиционные семейные ценности нашей страны, попирает нормы морали и нравственности. Также представитель заявителя подчеркивает, что реклама спектакля «Кыся» не соответствует его содержанию, поскольку в самом спектакле отсутствуют образы жениха и невесты, таких совместных сценических образов нет у данных актеров.

 Комиссия, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав представителей сторон, пришла к следующим выводам.

1. Информация следующего содержания: «Городские зрелищные кассы Kassy.ru 566000 12 февраля. Филармония. НАГИЕВ Дмитрий КЫСЯ ЛИФАНОВ Игорь 16+ Шансон 101, 0 fm в Тюмени», является рекламой спектакля «Кыся», поскольку предназначена для неопределенного круга лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – спектаклю,   в котором принимают участие изображенные актеры.

2. При квалификации нарушений по части 6 статьи 5 Закона о рекламе антимонопольные органы вправе принимать во внимание различные материалы и документы, в том числе экспертные исследования и оценки. В частности, мнение специалиста имеет значение при оценке рекламы, восприятие которой может быть различным для разных групп населения, например, при выяснении непристойных и оскорбительных образов в рекламе. Из имеющихся в материалах дела заключений специалистов, мнения граждан следует, что упомянутая выше реклама, с изображением Д.Нагиева в черном костюме с вульгарно оттопыренным средним пальцем, под руку с «невестой» в фате и подвенечном платье – И.Лифановым, является ненадлежащей, поскольку в ней содержатся непристойные, и оскорбительные образы в отношении пола, возраста, социальных категорий.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу, размещенную индивидуальным предпринимателем Беловым И.В. на рекламных баннерах на ул. Мориса Тореза перед перекрестком с улицей Малыгина (напротив магазина «Рентал»), на ул. Мориса Тореза перед перекрестком с ул. Республики возле поста ГАИ, на ул. Мориса Тореза перед перекрестком с ул.Республики перед Сбербанком, на ул. Мориса Тореза перед перекрестком с ул.Ленина, на ул. Холодильной возле офтальмологического диспансера, д.118 следующего содержания: «Городские зрелищные кассы Kassy.ru 566000 12 февраля. Филармония. НАГИЕВ Дмитрий КЫСЯ ЛИФАНОВ Игорь 16+ Шансон 101, 0 fm в Тюмени», с изображением Д.Нагиева в черном костюме под руку с И.Лифановым в фате и подвенечном платье, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона  от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ИП Белову И.В. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме ___________ года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

      

Председатель комиссии

 

Члены комиссии

                                                                      

Файлы для скачивания

reshenir_r_13_44-05.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.11 МБ
stdClass Object ( [vid] => 8247 [uid] => 5 [title] => Решение № Р 13/44-05 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8247 [type] => solution [language] => ru [created] => 1373602437 [changed] => 1373602437 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1373602437 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е  №  Р 13/44-05

28.06.2013 г.                                                                                                     г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 Председатель Комиссии:

Поткина И.В.

 

-заместитель руководителя    управления;                

Члены  Комиссии:

 

Полухин Д. А.

Огнева Е.Н.

- заместитель начальника ОКСЗ;

- ведущий специалист-эксперт,

рассмотрев дело № Р13/44 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ненадлежащей рекламы спектакля «Кыся», иные материалы, в присутствие:

- представителя ИП Белова И.В. –

- представителя Общественной организации «Тюменский городской родительский комитет»

- заинтересованного лица - Гуськовой Т.Ю. (полномочия проверены, предъявлен паспорт гражданина РФ),

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Тюменского УФАС России поступило обращение Общественной организации «Тюменский городской родительский комитет» (вх.817 от 01.02.2013г.) о нарушении Закона о рекламе.

Из заявления следует, что  на ул. Мориса Тореза перед перекрестком с улицей Малыгина (напротив магазина «Рентал»), на ул. Мориса Тореза перед перекрестком с ул. Республики возле поста ГАИ, на ул. Мориса Тореза перед перекрестком с ул.Республики перед Сбербанком, на ул. Мориса Тореза перед перекрестком с ул.Ленина, на ул. Холодильной возле офтальмологического диспансера, д.118 размещены рекламные баннеры спектакля Кыся» следующего содержания: «Городские зрелищные кассы Kassy.ru 566000 12 февраля. Филармония. НАГИЕВ Дмитрий КЫСЯ ЛИФАНОВ Игорь 16+ Шансон 101, 0 fm в Тюмени». На баннерах также помещена фотография Д.Нагиева в черном костюме с вульгарно оттопыренным средним пальцем, под руку с «невестой» в фате и подвенечном платье – И.Лифановым. По мнению заявителя, образ двух мужчин, один из которых в подвенечном платье, является непристойным. Также непристойным является жест - оттопыренный средний палец.

Кроме того, в Тюменское УФАС России представлено 570 подписей граждан – жителей г.Тюмени, которые считают обозначенную рекламу спектакля «Кыся» оскорбительной и недопустимой для размещения в общественных местах.

В соответствии с данными «Словаря русского языка в четырех томах» под ред. Евгеньевой А.П., том 3 (М.:Русский язык, 1986) слово непристойный имеет значение «крайне неприличный, предосудительный; относящийся к интимным сторонам жизни человека, о которых стыдно говорить открыто (к отношению полов, к физиологическим отправлениям организма)».

Данная реклама была вынесена на обсуждение членов Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе при Тюменском УФАС России, заседание которого состоялось 01.04.2013г.

Решением Экспертного совета было установлено, что реклама следующего содержания: «Городские зрелищные кассы Kassy.ru 566000 12 февраля. Филармония. НАГИЕВ Дмитрий КЫСЯ ЛИФАНОВ Игорь Шансон 101, 0 fm в Тюмени» с изображением Д.Нагиева в черном костюме, под руку с «невестой» в фате и подвенечном платье – И.Лифановым является неэтичной, непристойной для потребительской аудитории. Афиша рассчитана на определенный круг лиц, ограниченный возрастными рамками (спектакль имеет возрастное ограничение +16).  Однако, способ и место размещение данной рекламы расширил круг потребителей рекламы до неограниченного. Это привело к тому, что невольными потребителями данной рекламы стали дети и граждане, для которых в силу религиозных, философских, политических убеждений указанные изображения являются оскорбительными. Сам образ переодетого в женское платье мужчины не противоречит законодательству и не является непристойным. Но в данной рекламе эксплуатируются аморальные образы нарушающие устои общества, оскорбляющие традиции.

В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 6 статьи 5 несет рекламодатель.

Согласно представленной ООО «Рекламная компания «Деловой мир» информации (вх.2552 от 01.04.2013г.), договору возмездного оказания услуг № 149 от 14.11.2011, счету на оплату №2041 от 20.12.2012г. рекламодателем вышеупомянутой рекламы является индивидуальный предприниматель Белов Илья Владимирович, адрес: 454021, г.Челябинск, ул.40 лет Победы, 6-95, ИНН 744800532599.

Определением от 01.04.2013г. №Р13/44-01 было возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ИП Белова И.В.

Согласно письменным пояснениям ИП Белова И.В. (вх.3735 от 16.05.2013г.) вменяемое правонарушение он не признает, поскольку критерий непристойности и оскорбительности образов, использованных в рекламе, носит субъективный, оценочный характер. В силу этого, по мнению ИП Белова И.В., вывод о непристойности и оскорбительности образа может быть сформулирован только соответствующим специалистом.

На рассмотрение дела, состоявшееся 21.06.2013г.,  ИП Беловым И.В. представлены  результаты экспертизы профессора кафедры рекламы и связей с общественностью Уральского государственного университета физической культуры. Согласно заключению, из истории театра известны примеры исполнения мужчинами женских ролей и появление на рекламном баннере актера И. Лифанова в театральном образе женщины под руку с актером Д.Нагиевым можно объяснить вышеописанной традицией театрального искусства. Жест Д. Нагиева (оттопыренный средний палец) не может быть интерпретирован как непристойный, поскольку не направлен в сторону зрителя. Направление жеста меняет значение жеста. Однако, документы, подтверждающие компетенцию лица, проводившего экспертизу, не представлены.

Представитель заявителя, ссылаясь на данные материала из Википедии, пояснил, что средний палец – неприличный жест, заключающийся в том, что средний палец поднимается вверх или вперед, а остальные четыре пальца прижимаются к ладони. Средний палец при этом выступает как фаллический символ. Жест служит прямым оскорблением или грубым требованием оставить в покое.

Гуськова Т.Ю., привлеченная к рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица, пояснила, что в самом спектакле образы жениха и невесты не используются, и вообще нет такого образа у И. Лифанова. Шуточные фотографии были приурочены к 20-летней годовщине совместной работы Д.Нагиева и И.Лифанова, состоявшейся в январе 2012 года. Актер Д.Нагиев, изображенный в рекламе в качестве «жениха», исполняет в спектакле роль кота (животного), а актер И. Лифанов, изображенный в образе «невесты», исполняет роль хозяина кота (человека). И поскольку, данные образы жениха и невесты не используются в спектакле, а 20 летний юбилей совместного творчества прошел год назад, то данные образы, нарушающие устои общества, оскорбляющие традиции, неуместны на афишах данного спектакля. Данное мнение подтверждается подписями граждан (570 человек), собранными инициативной группой.

Определением от 21.06.2013г. №Р13/44-04 рассмотрение дела отложено на 28.06.2013г.

На рассмотрение дела, состоявшееся 28.06.2013г., представителем ИП Белова предъявлены копия аттестата государственного образца серия ПР №007707 (Москва) от 16.06.2010 №1717/187-п о присвоении ученого звания профессора по кафедре связей с общественностью Киуру К.В., копия диплома государственного образца серия ДДН № 009928 от 20.03.2009г. №11д/43 о присуждении ученой степени доктора филологических наук Киуру К.В.

Вместе с тем, филология (греч. philologia – любовь к слову) – это комплекс наук, изучающих язык, речь и различные словесные тексты. Филология – это общее обозначение двух наук: лингвистики и литературоведения, связанных единым предметом изучения – словом, изучающих историю и выясняющих сущность духовной культуры человечества через языковой и стилистический анализ письменных текстов. В тексте рассматриваемой рекламе не усматривается использование непристойных образов, сравнений и выражений.

В свою очередь, заявителем представлено в материалы дела заключение специалиста – доктора педагогических наук, кандидата медицинских наук Малярчук Н.Н. от 27.06.2013г., согласно которому нахождение рекламы спектакля «Кыся» на территории театра, куда существует ограниченный доступ детей младшего возраста, можно было бы считать как изображение лицедейства. Но размещение этой рекламы на улицах города необходимо рассматривать и с позиции негативного ее влияния на нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что одним из средств нравственного воспитания детей является именно изобразительное искусство. Но реклама спектакля «Кыся» формирует представление о том, что жених и невеста могут быть представителями одного пола, что противоречит традиционным российским нормам морали и нравственности. Учитывая, что гендерная идентичность (ощущение принадлежности к определенному полу) у детей до двух лет жизни формируется по внешнему виду значимых людей – одежде, следовательно, реклама спектакля «Кыся» (где один из героев – мужчина одет в свадебное платье), может негативно влиять на формирование представлений о мужчине и женщине у детей дошкольного возраста. Эти представления являются одними из базовых для заключения психологов о нормальном интеллектуальном развитии ребенка. Таким образом, специалистом сделан вывод, что реклама спектакля «Кыся», размещенная в г.Тюмени,  не отвечает общепринятым нормам морали и нравственности и может оказать негативное влияние на развитие ребенка.

Также заявителем представлено письмо Заместителя председателя Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области от 22.02.2013 №59-нл о том, что рекламный баннер, рекламирующий спектакль «Кыся», рассмотрен на заседании межведомственной рабочей группы при комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе области. Участники заседания единодушно выразили мнение о том, что подобные баннеры нежелательно размещать для всеобщего обозрения в городе. На это же, по мнению рабочей группы, указывает п.1 ст.3 Закона Тюменской области от 03.05.2002 №15 «О дополнительных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Тюменской области».

На рассмотрении дела представитель Общественной организации «Тюменский городской родительский комитет» пояснил, что реклама спектакля «Кыся» на территории города Тюмени распространялась в самых многолюдных местах, в центре города, на крупных рекламных конструкциях, на которые люди даже невольно обращают внимание в силу их размеров. Актеры в виде «жениха» и «невесты» смотрят прямо на тех людей, чей взор останавливается на данной рекламе,  неприличный жест «жениха» обращен именно в сторону того человека, кто смотрит на рекламу. Данная реклама адресована неопределенному кругу лиц, независимо от их возраста или убеждений. Среди этих граждан могут быть и дети любого возраста. Ребенок, посмотрев на рекламу, в силу своего возраста и развития, может воспринимать ее для себя так, что свадьба двух мужчин – это нормально, что мужчине можно одеваться в женскую одежду, и что неприличный жест в виде оттопыренного среднего пальца не такой уж и неприличный.

По мнению представителя заявителя, реклама в виде фотографии двух мужчин, одетых в костюмы жениха и невесты, оскорбляет чувства верующих граждан – православных христиан, так как эта реклама является наглым попранием Божьей Заповеди: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие.» (Ветхий Завет, Второзаконие, 22.5). Данная реклама спектакля «Кыся» отрицает традиционные семейные ценности нашей страны, попирает нормы морали и нравственности. Также представитель заявителя подчеркивает, что реклама спектакля «Кыся» не соответствует его содержанию, поскольку в самом спектакле отсутствуют образы жениха и невесты, таких совместных сценических образов нет у данных актеров.

 Комиссия, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав представителей сторон, пришла к следующим выводам.

1. Информация следующего содержания: «Городские зрелищные кассы Kassy.ru 566000 12 февраля. Филармония. НАГИЕВ Дмитрий КЫСЯ ЛИФАНОВ Игорь 16+ Шансон 101, 0 fm в Тюмени», является рекламой спектакля «Кыся», поскольку предназначена для неопределенного круга лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – спектаклю,   в котором принимают участие изображенные актеры.

2. При квалификации нарушений по части 6 статьи 5 Закона о рекламе антимонопольные органы вправе принимать во внимание различные материалы и документы, в том числе экспертные исследования и оценки. В частности, мнение специалиста имеет значение при оценке рекламы, восприятие которой может быть различным для разных групп населения, например, при выяснении непристойных и оскорбительных образов в рекламе. Из имеющихся в материалах дела заключений специалистов, мнения граждан следует, что упомянутая выше реклама, с изображением Д.Нагиева в черном костюме с вульгарно оттопыренным средним пальцем, под руку с «невестой» в фате и подвенечном платье – И.Лифановым, является ненадлежащей, поскольку в ней содержатся непристойные, и оскорбительные образы в отношении пола, возраста, социальных категорий.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу, размещенную индивидуальным предпринимателем Беловым И.В. на рекламных баннерах на ул. Мориса Тореза перед перекрестком с улицей Малыгина (напротив магазина «Рентал»), на ул. Мориса Тореза перед перекрестком с ул. Республики возле поста ГАИ, на ул. Мориса Тореза перед перекрестком с ул.Республики перед Сбербанком, на ул. Мориса Тореза перед перекрестком с ул.Ленина, на ул. Холодильной возле офтальмологического диспансера, д.118 следующего содержания: «Городские зрелищные кассы Kassy.ru 566000 12 февраля. Филармония. НАГИЕВ Дмитрий КЫСЯ ЛИФАНОВ Игорь 16+ Шансон 101, 0 fm в Тюмени», с изображением Д.Нагиева в черном костюме под руку с И.Лифановым в фате и подвенечном платье, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона  от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ИП Белову И.В. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме ___________ года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

      

Председатель комиссии

 

Члены комиссии

                                                                      

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е  №  Р 13/44-05

28.06.2013 г.                                                                                                     г. Тюмень

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 Председатель Комиссии:

Поткина И.В.

 

-заместитель руководителя    управления;                

Члены  Комиссии:

 

Полухин Д. А.

Огнева Е.Н.

- заместитель начальника ОКСЗ;

- ведущий специалист-эксперт,

рассмотрев дело № Р13/44 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ненадлежащей рекламы спектакля «Кыся», иные материалы, в присутствие:

- представителя ИП Белова И.В. –

- представителя Общественной организации «Тюменский городской родительский комитет»

- заинтересованного лица - Гуськовой Т.Ю. (полномочия проверены, предъявлен паспорт гражданина РФ),

У С Т А Н О В И Л А:

 

В адрес Тюменского УФАС России поступило обращение Общественной организации «Тюменский городской родительский комитет» (вх.817 от 01.02.2013г.) о нарушении Закона о рекламе.

Из заявления следует, что  на ул. Мориса Тореза перед перекрестком с улицей Малыгина (напротив магазина «Рентал»), на ул. Мориса Тореза перед перекрестком с ул. Республики возле поста ГАИ, на ул. Мориса Тореза перед перекрестком с ул.Республики перед Сбербанком, на ул. Мориса Тореза перед перекрестком с ул.Ленина, на ул. Холодильной возле офтальмологического диспансера, д.118 размещены рекламные баннеры спектакля Кыся» следующего содержания: «Городские зрелищные кассы Kassy.ru 566000 12 февраля. Филармония. НАГИЕВ Дмитрий КЫСЯ ЛИФАНОВ Игорь 16+ Шансон 101, 0 fm в Тюмени». На баннерах также помещена фотография Д.Нагиева в черном костюме с вульгарно оттопыренным средним пальцем, под руку с «невестой» в фате и подвенечном платье – И.Лифановым. По мнению заявителя, образ двух мужчин, один из которых в подвенечном платье, является непристойным. Также непристойным является жест - оттопыренный средний палец.

Кроме того, в Тюменское УФАС России представлено 570 подписей граждан – жителей г.Тюмени, которые считают обозначенную рекламу спектакля «Кыся» оскорбительной и недопустимой для размещения в общественных местах.

В соответствии с данными «Словаря русского языка в четырех томах» под ред. Евгеньевой А.П., том 3 (М.:Русский язык, 1986) слово непристойный имеет значение «крайне неприличный, предосудительный; относящийся к интимным сторонам жизни человека, о которых стыдно говорить открыто (к отношению полов, к физиологическим отправлениям организма)».

Данная реклама была вынесена на обсуждение членов Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе при Тюменском УФАС России, заседание которого состоялось 01.04.2013г.

Решением Экспертного совета было установлено, что реклама следующего содержания: «Городские зрелищные кассы Kassy.ru 566000 12 февраля. Филармония. НАГИЕВ Дмитрий КЫСЯ ЛИФАНОВ Игорь Шансон 101, 0 fm в Тюмени» с изображением Д.Нагиева в черном костюме, под руку с «невестой» в фате и подвенечном платье – И.Лифановым является неэтичной, непристойной для потребительской аудитории. Афиша рассчитана на определенный круг лиц, ограниченный возрастными рамками (спектакль имеет возрастное ограничение +16).  Однако, способ и место размещение данной рекламы расширил круг потребителей рекламы до неограниченного. Это привело к тому, что невольными потребителями данной рекламы стали дети и граждане, для которых в силу религиозных, философских, политических убеждений указанные изображения являются оскорбительными. Сам образ переодетого в женское платье мужчины не противоречит законодательству и не является непристойным. Но в данной рекламе эксплуатируются аморальные образы нарушающие устои общества, оскорбляющие традиции.

В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 6 статьи 5 несет рекламодатель.

Согласно представленной ООО «Рекламная компания «Деловой мир» информации (вх.2552 от 01.04.2013г.), договору возмездного оказания услуг № 149 от 14.11.2011, счету на оплату №2041 от 20.12.2012г. рекламодателем вышеупомянутой рекламы является индивидуальный предприниматель Белов Илья Владимирович, адрес: 454021, г.Челябинск, ул.40 лет Победы, 6-95, ИНН 744800532599.

Определением от 01.04.2013г. №Р13/44-01 было возбуждено дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ИП Белова И.В.

Согласно письменным пояснениям ИП Белова И.В. (вх.3735 от 16.05.2013г.) вменяемое правонарушение он не признает, поскольку критерий непристойности и оскорбительности образов, использованных в рекламе, носит субъективный, оценочный характер. В силу этого, по мнению ИП Белова И.В., вывод о непристойности и оскорбительности образа может быть сформулирован только соответствующим специалистом.

На рассмотрение дела, состоявшееся 21.06.2013г.,  ИП Беловым И.В. представлены  результаты экспертизы профессора кафедры рекламы и связей с общественностью Уральского государственного университета физической культуры. Согласно заключению, из истории театра известны примеры исполнения мужчинами женских ролей и появление на рекламном баннере актера И. Лифанова в театральном образе женщины под руку с актером Д.Нагиевым можно объяснить вышеописанной традицией театрального искусства. Жест Д. Нагиева (оттопыренный средний палец) не может быть интерпретирован как непристойный, поскольку не направлен в сторону зрителя. Направление жеста меняет значение жеста. Однако, документы, подтверждающие компетенцию лица, проводившего экспертизу, не представлены.

Представитель заявителя, ссылаясь на данные материала из Википедии, пояснил, что средний палец – неприличный жест, заключающийся в том, что средний палец поднимается вверх или вперед, а остальные четыре пальца прижимаются к ладони. Средний палец при этом выступает как фаллический символ. Жест служит прямым оскорблением или грубым требованием оставить в покое.

Гуськова Т.Ю., привлеченная к рассмотрению дела в качестве заинтересованного лица, пояснила, что в самом спектакле образы жениха и невесты не используются, и вообще нет такого образа у И. Лифанова. Шуточные фотографии были приурочены к 20-летней годовщине совместной работы Д.Нагиева и И.Лифанова, состоявшейся в январе 2012 года. Актер Д.Нагиев, изображенный в рекламе в качестве «жениха», исполняет в спектакле роль кота (животного), а актер И. Лифанов, изображенный в образе «невесты», исполняет роль хозяина кота (человека). И поскольку, данные образы жениха и невесты не используются в спектакле, а 20 летний юбилей совместного творчества прошел год назад, то данные образы, нарушающие устои общества, оскорбляющие традиции, неуместны на афишах данного спектакля. Данное мнение подтверждается подписями граждан (570 человек), собранными инициативной группой.

Определением от 21.06.2013г. №Р13/44-04 рассмотрение дела отложено на 28.06.2013г.

На рассмотрение дела, состоявшееся 28.06.2013г., представителем ИП Белова предъявлены копия аттестата государственного образца серия ПР №007707 (Москва) от 16.06.2010 №1717/187-п о присвоении ученого звания профессора по кафедре связей с общественностью Киуру К.В., копия диплома государственного образца серия ДДН № 009928 от 20.03.2009г. №11д/43 о присуждении ученой степени доктора филологических наук Киуру К.В.

Вместе с тем, филология (греч. philologia – любовь к слову) – это комплекс наук, изучающих язык, речь и различные словесные тексты. Филология – это общее обозначение двух наук: лингвистики и литературоведения, связанных единым предметом изучения – словом, изучающих историю и выясняющих сущность духовной культуры человечества через языковой и стилистический анализ письменных текстов. В тексте рассматриваемой рекламе не усматривается использование непристойных образов, сравнений и выражений.

В свою очередь, заявителем представлено в материалы дела заключение специалиста – доктора педагогических наук, кандидата медицинских наук Малярчук Н.Н. от 27.06.2013г., согласно которому нахождение рекламы спектакля «Кыся» на территории театра, куда существует ограниченный доступ детей младшего возраста, можно было бы считать как изображение лицедейства. Но размещение этой рекламы на улицах города необходимо рассматривать и с позиции негативного ее влияния на нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что одним из средств нравственного воспитания детей является именно изобразительное искусство. Но реклама спектакля «Кыся» формирует представление о том, что жених и невеста могут быть представителями одного пола, что противоречит традиционным российским нормам морали и нравственности. Учитывая, что гендерная идентичность (ощущение принадлежности к определенному полу) у детей до двух лет жизни формируется по внешнему виду значимых людей – одежде, следовательно, реклама спектакля «Кыся» (где один из героев – мужчина одет в свадебное платье), может негативно влиять на формирование представлений о мужчине и женщине у детей дошкольного возраста. Эти представления являются одними из базовых для заключения психологов о нормальном интеллектуальном развитии ребенка. Таким образом, специалистом сделан вывод, что реклама спектакля «Кыся», размещенная в г.Тюмени,  не отвечает общепринятым нормам морали и нравственности и может оказать негативное влияние на развитие ребенка.

Также заявителем представлено письмо Заместителя председателя Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области от 22.02.2013 №59-нл о том, что рекламный баннер, рекламирующий спектакль «Кыся», рассмотрен на заседании межведомственной рабочей группы при комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе области. Участники заседания единодушно выразили мнение о том, что подобные баннеры нежелательно размещать для всеобщего обозрения в городе. На это же, по мнению рабочей группы, указывает п.1 ст.3 Закона Тюменской области от 03.05.2002 №15 «О дополнительных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Тюменской области».

На рассмотрении дела представитель Общественной организации «Тюменский городской родительский комитет» пояснил, что реклама спектакля «Кыся» на территории города Тюмени распространялась в самых многолюдных местах, в центре города, на крупных рекламных конструкциях, на которые люди даже невольно обращают внимание в силу их размеров. Актеры в виде «жениха» и «невесты» смотрят прямо на тех людей, чей взор останавливается на данной рекламе,  неприличный жест «жениха» обращен именно в сторону того человека, кто смотрит на рекламу. Данная реклама адресована неопределенному кругу лиц, независимо от их возраста или убеждений. Среди этих граждан могут быть и дети любого возраста. Ребенок, посмотрев на рекламу, в силу своего возраста и развития, может воспринимать ее для себя так, что свадьба двух мужчин – это нормально, что мужчине можно одеваться в женскую одежду, и что неприличный жест в виде оттопыренного среднего пальца не такой уж и неприличный.

По мнению представителя заявителя, реклама в виде фотографии двух мужчин, одетых в костюмы жениха и невесты, оскорбляет чувства верующих граждан – православных христиан, так как эта реклама является наглым попранием Божьей Заповеди: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие.» (Ветхий Завет, Второзаконие, 22.5). Данная реклама спектакля «Кыся» отрицает традиционные семейные ценности нашей страны, попирает нормы морали и нравственности. Также представитель заявителя подчеркивает, что реклама спектакля «Кыся» не соответствует его содержанию, поскольку в самом спектакле отсутствуют образы жениха и невесты, таких совместных сценических образов нет у данных актеров.

 Комиссия, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав представителей сторон, пришла к следующим выводам.

1. Информация следующего содержания: «Городские зрелищные кассы Kassy.ru 566000 12 февраля. Филармония. НАГИЕВ Дмитрий КЫСЯ ЛИФАНОВ Игорь 16+ Шансон 101, 0 fm в Тюмени», является рекламой спектакля «Кыся», поскольку предназначена для неопределенного круга лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – спектаклю,   в котором принимают участие изображенные актеры.

2. При квалификации нарушений по части 6 статьи 5 Закона о рекламе антимонопольные органы вправе принимать во внимание различные материалы и документы, в том числе экспертные исследования и оценки. В частности, мнение специалиста имеет значение при оценке рекламы, восприятие которой может быть различным для разных групп населения, например, при выяснении непристойных и оскорбительных образов в рекламе. Из имеющихся в материалах дела заключений специалистов, мнения граждан следует, что упомянутая выше реклама, с изображением Д.Нагиева в черном костюме с вульгарно оттопыренным средним пальцем, под руку с «невестой» в фате и подвенечном платье – И.Лифановым, является ненадлежащей, поскольку в ней содержатся непристойные, и оскорбительные образы в отношении пола, возраста, социальных категорий.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу, размещенную индивидуальным предпринимателем Беловым И.В. на рекламных баннерах на ул. Мориса Тореза перед перекрестком с улицей Малыгина (напротив магазина «Рентал»), на ул. Мориса Тореза перед перекрестком с ул. Республики возле поста ГАИ, на ул. Мориса Тореза перед перекрестком с ул.Республики перед Сбербанком, на ул. Мориса Тореза перед перекрестком с ул.Ленина, на ул. Холодильной возле офтальмологического диспансера, д.118 следующего содержания: «Городские зрелищные кассы Kassy.ru 566000 12 февраля. Филармония. НАГИЕВ Дмитрий КЫСЯ ЛИФАНОВ Игорь 16+ Шансон 101, 0 fm в Тюмени», с изображением Д.Нагиева в черном костюме под руку с И.Лифановым в фате и подвенечном платье, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона  от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ИП Белову И.В. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме ___________ года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

      

Председатель комиссии

 

Члены комиссии

                                                                      

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Р 13/44-05 [format] => [safe_value] => Р 13/44-05 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [fid] => 976 [uid] => 5 [filename] => reshenir_r_13_44-05.doc [uri] => public://solution/2013/07/12/reshenir_r_13_44-05.doc [filemime] => application/msword [filesize] => 110592 [status] => 1 [timestamp] => 1373602437 [origname] => reshenir_r_13_44-05.doc [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => ) ) ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

       Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 2006 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

      - предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,

  - привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;

      -взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

        Также Тюменское ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

   Куратор направления: 

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2011 г.

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2012 г.

Обзор деятельности в области рекламы в государствах-участниках СНГ 2013 г.

 

 

[format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-07-12 04:08:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-28 04:08:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1373602437 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тюменское УФАС России )