Решение по делу №К14/19

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: №К14/19
Дата публикации: 2 апреля 2014, 09:37

Решение по делу №К14/19

 

Резолютивная часть объявлена 11.03.2014 года

Решение в полном объеме изготовлено 21.03.2014 года

 

Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Поткина И.В.

 

- заместитель руководителя

  управления,

Члены комиссии:

Москвичева О.Н.

Щеткова Н.С.

- начальник отдела,

- главный специалист-эксперт,

рассмотрев дело №К14/19, возбужденное по признакам нарушения администрацией г.Ишима Тюменской области (627750, г.Ишим, ул. Гагарина, 67)  ч.1, ч.3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции),

в присутствии:

- представителя ответчика – администрации г. Ишима - Белешева А.Н. (доверенность №3356 от 23.04.2012), -

- представителя заинтересованного лица -  МУП «Ритуальные услуги» - Антошкина С.А. (распоряжение №1304-р от 09.10.2006), -

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения планового контрольного мероприятия по проверке соблюдения администрацией г.Ишима требований Закона о защите конкуренции, было установлено, что администрацией г.Ишима (далее также – Администрация)  были приняты нормативно-правовые акты, в результате реализации которых хозяйствующий субъект – МУП г.Ишима «Ритуальные услуги» - наделялся функциями органов местного самоуправления по организации ритуальных услуг.

На основании изложенного, приказом Тюменского УФАС России от 29.01.2014г. № 51 в отношении Администрации было возбуждено дело по признакам нарушения ч.1, ч. 3 ст.15 Закона о защите конкуренции.

В заседании Комиссии представитель Ответчика нарушение  антимонопольного законодательства не признал, пояснив при этом, что специализированная служба – МУП г.Ишима «Ритуальные услуги» - была создана в силу императивных положений Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», согласно которым органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела. Кроме того, в муниципальном образовании отсутствует конкурентная среда в сфере похоронного рынка, в связи с чем неопределение специализированной службы повлечет невозможность исполнения вопроса местного значения.

Представитель заинтересованного лица поддержал позицию Ответчика.

 

Исследовав письменные доказательства по делу, принимая  во внимание объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения городского округа, в том числе, отнесен вопрос по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения (п. 23 ч. 1 ст. 16 Закона).

В силу ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.

Институт специализированных служб был введен федеральным законодательством в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.

При этом специализированной службе возмещаются расходы по факту каждого захоронения из бюджета за счет сумм не выплачиваемого социального пособия на погребение. Статья 10 Закона о погребении предусматривает, что родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается. Следовательно, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой, так и осуществление погребения за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у родственников умершего отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги, т.е. ограничиваются гражданские права последних.

Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, заключающиеся в создании органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Вместе с тем данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб и что иные юридические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

Понятие иных лиц Законом о погребении не определяется. В соответствии с подразделом 2 Гражданского кодекса Российской Федерации под лицами подразумеваются как физические, так и юридические лица. Услуги по погребению, в том числе осуществление захоронения умерших и изготовление могил, могут оказывать как частные лица (юридические и физические), так и специально созданные организации - специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Статьей 6 Закона о погребении установлено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из указанных в статье 5 Закона о погребении лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Системное толкование норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления.

В соответствии с предоставленными полномочиями администрацией г. Ишима приняты следующие муниципальные правовые акты в сфере организации ритуальных услуг:

- Правила погребения и содержания мест захоронения, утв. постановлением администрации г. Ишима от 15.09.2009 № 1413 (далее также – Правила);

- Положение о формировании стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, на территории г. Ишима, утв. постановлением администрации г. Ишима от 26.09.2011 № 1210;

- Положение о порядке предоставления субсидий на возмещение затрат по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению, не возмещаемых внебюджетными фондами и бюджетами иных уровней, утв. постановлением администрации г. Ишима от 24.10.2011 № 1336;

- постановление администрации г. Ишима от 24.12.2012 № 2181 об установлении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, оказываемых МУП г. Ишима «Ритуальные услуги».

Из анализа перечисленных муниципальных правовых актов следует, что специализированной службой по вопросам похоронного дела определено МУП г. Ишима «Ритуальные услуги», которое осуществляет отвод земельного участка под захоронение, производит захоронение и ведет их учет (регистрацию), а также выполняет часть функций по содержанию кладбища (п.п. 2.3, 2.7, 2.11, 7.4 Правил).

Закон о погребении не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, и что иные лица лишены права заниматься этой деятельностью. Вместе с тем, в частности: выделение земельных участков для захоронений, инвентаризация захоронений и обновление книг захоронений, регистрация захоронений умерших в регистрационной книге, контроль за соблюдением порядка захоронений, установление режима работы на муниципальных кладбищах, - являются функциями органов местного самоуправления по организации ритуальных услуг.

Согласно п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции к хозяйствующим субъектам относятся: коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с п. 1.2 Устава МУП г.Ишима «Ритуальные услуги»  предприятие является коммерческой организацией.

Отсюда следует, что хозяйствующий субъект – МУП г.Ишима «Ритуальные услуги» - на основании принятых администрацией г.Ишима муниципальных правовых актов наделен функциями органов местного самоуправления по организации ритуальных услуг, что запрещено ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

При этом, указанные муниципальные нормативно-правовые акты регулируют правоотношения, одной из сторон которых выступает исключительно МУП г.Ишима «Ритуальные услуги», в результате чего данный хозяйствующий субъект наделен исключительным правом на оказание ритуальных услуг на территории г.Ишима, что ведет к недопущению конкуренции на рынке предоставления данных услуг.

Вместе с тем, как следует из имеющихся в материалах дела документов (договор субаренды нежилого помещения от 01.01.2013, отчеты руководителя МУП г.Ишима «Ритуальные услуги» за 2011-2013гг.) на территории г. Ишима осуществляют деятельность в сфере ритуальных услуг как минимум 2 хозяйствующих субъекта – ИП Батраков, ИП Харитонов А.Ю.

Следствием действий администрации г. Ишима по наделению своими функциями хозяйствующего субъекта является ограничение конкуренции на данном рынке услуг, поскольку получаемые МУП г.Ишима «Ритуальные услуги»  преимущества негативно влияют на обращение товара на рынке оказания ритуальных услуг, создавая последнему неравные условия по сравнению с иными участниками данного рынка. Таким образом, граждане для осуществления захоронения должны обращаться за отводом земельного участка не к органу местного самоуправления, а к хозяйствующему субъекту - МУП г.Ишима «Ритуальные услуги», которое одновременно предлагает им и другие ритуальные услуги. Тем самым, право граждан на равный выбор любого хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность по организации захоронений, в г. Ишиме искусственно ограничено.

Наделение хозяйствующего субъекта функциями или правами органа публичной власти создает такому участнику гражданских правоотношений благоприятные условия деятельности, которые позволяют ему получать прибыль, не ведя конкурентную борьбу с другими участниками рынка.

Таким образом, администрация г. Ишима, наделив своими полномочиями МУП г.Ишима «Ритуальные услуги», закрепив исключительные права на оказанием ритуальных услуг муниципальными правовыми актами г. Ишима, создала преимущественные условия для его деятельности.

 

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

Таким образом, Комиссия пришла к выводам:

1) о наличии в действиях администрации г.Ишима нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в принятии муниципальных правовых актов в сфере организации ритуальных услуг, не допускающих конкуренцию на рынке ритуальных услуг:

- Правил погребения и содержания мест захоронения, утв. постановлением администрации г.Ишима от 15.09.2009 №1413;

- Положения о формировании стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на территории г.Ишима, утв. постановлением администрации г.Ишима от 26.09.2011 №1210;

- Положения о порядке предоставления субсидий на возмещение затрат по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению, не возмещаемых внебюджетными фондами и бюджетами иных уровней, утв. постановлением администрации г.Ишима от 24.10.2011 №1336;

- Постановления администрации г.Ишима от 24.12.2012 № 2181 об установлении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, оказываемых МУП г.Ишима «Ритуальные услуги»;

2) о наличии в действиях администрации г. Ишима нарушения ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в наделении хозяйствующего субъекта – МУП г.Ишима «Ритуальные услуги» - функциями органов местного самоуправления по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения;

3) о выдаче администрации г.Ишима обязательного для исполнения предписания о прекращении нарушения ч.1, ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции в сфере организации ритуальных услуг на территории г.Ишима.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях администрации г.Ишима нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в принятии муниципальных правовых актов в сфере организации ритуальных услуг, не допускающих конкуренцию на рынке ритуальных услуг:

- Правил погребения и содержания мест захоронения, утв. постановлением администрации г.Ишима от 15.09.2009 №1413;

- Положения о формировании стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на территории г.Ишима, утв. постановлением администрации г.Ишима от 26.09.2011 №1210;

- Положения о порядке предоставления субсидий на возмещение затрат по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению, не возмещаемых внебюджетными фондами и бюджетами иных уровней, утв. постановлением администрации г.Ишима от 24.10.2011 №1336;

- Постановления администрации г.Ишима от 24.12.2012 №2181 об установлении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, оказываемых МУП г.Ишима «Ритуальные услуги»;

2. Признать в действиях администрации г.Ишима нарушение ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в наделении хозяйствующего субъекта – МУП г.Ишима «Ритуальные услуги» - функциями органов местного самоуправления по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, путем закрепления данных полномочий в перечисленных выше муниципальных правовых актах г. Ишима.

3. Выдать обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения  ч. 1, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии                                                                              И.В. Поткина

 

Члены Комиссии:                                                                                             

                                                                                                                      О.Н.Москвичева

                                          

                                                                                                               Н.С. Щеткова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 8662 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №К14/19 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8662 [type] => solution [language] => ru [created] => 1396409917 [changed] => 1396410103 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1396410103 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу №К14/19

 

Резолютивная часть объявлена 11.03.2014 года

Решение в полном объеме изготовлено 21.03.2014 года

 

Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Поткина И.В.

 

- заместитель руководителя

  управления,

Члены комиссии:

Москвичева О.Н.

Щеткова Н.С.

- начальник отдела,

- главный специалист-эксперт,

рассмотрев дело №К14/19, возбужденное по признакам нарушения администрацией г.Ишима Тюменской области (627750, г.Ишим, ул. Гагарина, 67)  ч.1, ч.3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции),

в присутствии:

- представителя ответчика – администрации г. Ишима - Белешева А.Н. (доверенность №3356 от 23.04.2012), -

- представителя заинтересованного лица -  МУП «Ритуальные услуги» - Антошкина С.А. (распоряжение №1304-р от 09.10.2006), -

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения планового контрольного мероприятия по проверке соблюдения администрацией г.Ишима требований Закона о защите конкуренции, было установлено, что администрацией г.Ишима (далее также – Администрация)  были приняты нормативно-правовые акты, в результате реализации которых хозяйствующий субъект – МУП г.Ишима «Ритуальные услуги» - наделялся функциями органов местного самоуправления по организации ритуальных услуг.

На основании изложенного, приказом Тюменского УФАС России от 29.01.2014г. № 51 в отношении Администрации было возбуждено дело по признакам нарушения ч.1, ч. 3 ст.15 Закона о защите конкуренции.

В заседании Комиссии представитель Ответчика нарушение  антимонопольного законодательства не признал, пояснив при этом, что специализированная служба – МУП г.Ишима «Ритуальные услуги» - была создана в силу императивных положений Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», согласно которым органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела. Кроме того, в муниципальном образовании отсутствует конкурентная среда в сфере похоронного рынка, в связи с чем неопределение специализированной службы повлечет невозможность исполнения вопроса местного значения.

Представитель заинтересованного лица поддержал позицию Ответчика.

 

Исследовав письменные доказательства по делу, принимая  во внимание объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения городского округа, в том числе, отнесен вопрос по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения (п. 23 ч. 1 ст. 16 Закона).

В силу ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.

Институт специализированных служб был введен федеральным законодательством в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.

При этом специализированной службе возмещаются расходы по факту каждого захоронения из бюджета за счет сумм не выплачиваемого социального пособия на погребение. Статья 10 Закона о погребении предусматривает, что родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается. Следовательно, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой, так и осуществление погребения за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у родственников умершего отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги, т.е. ограничиваются гражданские права последних.

Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, заключающиеся в создании органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Вместе с тем данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб и что иные юридические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

Понятие иных лиц Законом о погребении не определяется. В соответствии с подразделом 2 Гражданского кодекса Российской Федерации под лицами подразумеваются как физические, так и юридические лица. Услуги по погребению, в том числе осуществление захоронения умерших и изготовление могил, могут оказывать как частные лица (юридические и физические), так и специально созданные организации - специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Статьей 6 Закона о погребении установлено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из указанных в статье 5 Закона о погребении лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Системное толкование норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления.

В соответствии с предоставленными полномочиями администрацией г. Ишима приняты следующие муниципальные правовые акты в сфере организации ритуальных услуг:

- Правила погребения и содержания мест захоронения, утв. постановлением администрации г. Ишима от 15.09.2009 № 1413 (далее также – Правила);

- Положение о формировании стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, на территории г. Ишима, утв. постановлением администрации г. Ишима от 26.09.2011 № 1210;

- Положение о порядке предоставления субсидий на возмещение затрат по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению, не возмещаемых внебюджетными фондами и бюджетами иных уровней, утв. постановлением администрации г. Ишима от 24.10.2011 № 1336;

- постановление администрации г. Ишима от 24.12.2012 № 2181 об установлении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, оказываемых МУП г. Ишима «Ритуальные услуги».

Из анализа перечисленных муниципальных правовых актов следует, что специализированной службой по вопросам похоронного дела определено МУП г. Ишима «Ритуальные услуги», которое осуществляет отвод земельного участка под захоронение, производит захоронение и ведет их учет (регистрацию), а также выполняет часть функций по содержанию кладбища (п.п. 2.3, 2.7, 2.11, 7.4 Правил).

Закон о погребении не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, и что иные лица лишены права заниматься этой деятельностью. Вместе с тем, в частности: выделение земельных участков для захоронений, инвентаризация захоронений и обновление книг захоронений, регистрация захоронений умерших в регистрационной книге, контроль за соблюдением порядка захоронений, установление режима работы на муниципальных кладбищах, - являются функциями органов местного самоуправления по организации ритуальных услуг.

Согласно п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции к хозяйствующим субъектам относятся: коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с п. 1.2 Устава МУП г.Ишима «Ритуальные услуги»  предприятие является коммерческой организацией.

Отсюда следует, что хозяйствующий субъект – МУП г.Ишима «Ритуальные услуги» - на основании принятых администрацией г.Ишима муниципальных правовых актов наделен функциями органов местного самоуправления по организации ритуальных услуг, что запрещено ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

При этом, указанные муниципальные нормативно-правовые акты регулируют правоотношения, одной из сторон которых выступает исключительно МУП г.Ишима «Ритуальные услуги», в результате чего данный хозяйствующий субъект наделен исключительным правом на оказание ритуальных услуг на территории г.Ишима, что ведет к недопущению конкуренции на рынке предоставления данных услуг.

Вместе с тем, как следует из имеющихся в материалах дела документов (договор субаренды нежилого помещения от 01.01.2013, отчеты руководителя МУП г.Ишима «Ритуальные услуги» за 2011-2013гг.) на территории г. Ишима осуществляют деятельность в сфере ритуальных услуг как минимум 2 хозяйствующих субъекта – ИП Батраков, ИП Харитонов А.Ю.

Следствием действий администрации г. Ишима по наделению своими функциями хозяйствующего субъекта является ограничение конкуренции на данном рынке услуг, поскольку получаемые МУП г.Ишима «Ритуальные услуги»  преимущества негативно влияют на обращение товара на рынке оказания ритуальных услуг, создавая последнему неравные условия по сравнению с иными участниками данного рынка. Таким образом, граждане для осуществления захоронения должны обращаться за отводом земельного участка не к органу местного самоуправления, а к хозяйствующему субъекту - МУП г.Ишима «Ритуальные услуги», которое одновременно предлагает им и другие ритуальные услуги. Тем самым, право граждан на равный выбор любого хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность по организации захоронений, в г. Ишиме искусственно ограничено.

Наделение хозяйствующего субъекта функциями или правами органа публичной власти создает такому участнику гражданских правоотношений благоприятные условия деятельности, которые позволяют ему получать прибыль, не ведя конкурентную борьбу с другими участниками рынка.

Таким образом, администрация г. Ишима, наделив своими полномочиями МУП г.Ишима «Ритуальные услуги», закрепив исключительные права на оказанием ритуальных услуг муниципальными правовыми актами г. Ишима, создала преимущественные условия для его деятельности.

 

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

Таким образом, Комиссия пришла к выводам:

1) о наличии в действиях администрации г.Ишима нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в принятии муниципальных правовых актов в сфере организации ритуальных услуг, не допускающих конкуренцию на рынке ритуальных услуг:

- Правил погребения и содержания мест захоронения, утв. постановлением администрации г.Ишима от 15.09.2009 №1413;

- Положения о формировании стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на территории г.Ишима, утв. постановлением администрации г.Ишима от 26.09.2011 №1210;

- Положения о порядке предоставления субсидий на возмещение затрат по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению, не возмещаемых внебюджетными фондами и бюджетами иных уровней, утв. постановлением администрации г.Ишима от 24.10.2011 №1336;

- Постановления администрации г.Ишима от 24.12.2012 № 2181 об установлении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, оказываемых МУП г.Ишима «Ритуальные услуги»;

2) о наличии в действиях администрации г. Ишима нарушения ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в наделении хозяйствующего субъекта – МУП г.Ишима «Ритуальные услуги» - функциями органов местного самоуправления по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения;

3) о выдаче администрации г.Ишима обязательного для исполнения предписания о прекращении нарушения ч.1, ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции в сфере организации ритуальных услуг на территории г.Ишима.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях администрации г.Ишима нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в принятии муниципальных правовых актов в сфере организации ритуальных услуг, не допускающих конкуренцию на рынке ритуальных услуг:

- Правил погребения и содержания мест захоронения, утв. постановлением администрации г.Ишима от 15.09.2009 №1413;

- Положения о формировании стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на территории г.Ишима, утв. постановлением администрации г.Ишима от 26.09.2011 №1210;

- Положения о порядке предоставления субсидий на возмещение затрат по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению, не возмещаемых внебюджетными фондами и бюджетами иных уровней, утв. постановлением администрации г.Ишима от 24.10.2011 №1336;

- Постановления администрации г.Ишима от 24.12.2012 №2181 об установлении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, оказываемых МУП г.Ишима «Ритуальные услуги»;

2. Признать в действиях администрации г.Ишима нарушение ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в наделении хозяйствующего субъекта – МУП г.Ишима «Ритуальные услуги» - функциями органов местного самоуправления по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, путем закрепления данных полномочий в перечисленных выше муниципальных правовых актах г. Ишима.

3. Выдать обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения  ч. 1, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии                                                                              И.В. Поткина

 

Члены Комиссии:                                                                                             

                                                                                                                      О.Н.Москвичева

                                          

                                                                                                               Н.С. Щеткова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу №К14/19

 

Резолютивная часть объявлена 11.03.2014 года

Решение в полном объеме изготовлено 21.03.2014 года

 

Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Поткина И.В.

 

- заместитель руководителя

  управления,

Члены комиссии:

Москвичева О.Н.

Щеткова Н.С.

- начальник отдела,

- главный специалист-эксперт,

рассмотрев дело №К14/19, возбужденное по признакам нарушения администрацией г.Ишима Тюменской области (627750, г.Ишим, ул. Гагарина, 67)  ч.1, ч.3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции),

в присутствии:

- представителя ответчика – администрации г. Ишима - Белешева А.Н. (доверенность №3356 от 23.04.2012), -

- представителя заинтересованного лица -  МУП «Ритуальные услуги» - Антошкина С.А. (распоряжение №1304-р от 09.10.2006), -

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения планового контрольного мероприятия по проверке соблюдения администрацией г.Ишима требований Закона о защите конкуренции, было установлено, что администрацией г.Ишима (далее также – Администрация)  были приняты нормативно-правовые акты, в результате реализации которых хозяйствующий субъект – МУП г.Ишима «Ритуальные услуги» - наделялся функциями органов местного самоуправления по организации ритуальных услуг.

На основании изложенного, приказом Тюменского УФАС России от 29.01.2014г. № 51 в отношении Администрации было возбуждено дело по признакам нарушения ч.1, ч. 3 ст.15 Закона о защите конкуренции.

В заседании Комиссии представитель Ответчика нарушение  антимонопольного законодательства не признал, пояснив при этом, что специализированная служба – МУП г.Ишима «Ритуальные услуги» - была создана в силу императивных положений Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», согласно которым органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела. Кроме того, в муниципальном образовании отсутствует конкурентная среда в сфере похоронного рынка, в связи с чем неопределение специализированной службы повлечет невозможность исполнения вопроса местного значения.

Представитель заинтересованного лица поддержал позицию Ответчика.

 

Исследовав письменные доказательства по делу, принимая  во внимание объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения городского округа, в том числе, отнесен вопрос по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения (п. 23 ч. 1 ст. 16 Закона).

В силу ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.

Институт специализированных служб был введен федеральным законодательством в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.

При этом специализированной службе возмещаются расходы по факту каждого захоронения из бюджета за счет сумм не выплачиваемого социального пособия на погребение. Статья 10 Закона о погребении предусматривает, что родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается. Следовательно, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой, так и осуществление погребения за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у родственников умершего отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги, т.е. ограничиваются гражданские права последних.

Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, заключающиеся в создании органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Вместе с тем данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб и что иные юридические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

Понятие иных лиц Законом о погребении не определяется. В соответствии с подразделом 2 Гражданского кодекса Российской Федерации под лицами подразумеваются как физические, так и юридические лица. Услуги по погребению, в том числе осуществление захоронения умерших и изготовление могил, могут оказывать как частные лица (юридические и физические), так и специально созданные организации - специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Статьей 6 Закона о погребении установлено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из указанных в статье 5 Закона о погребении лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Системное толкование норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления.

В соответствии с предоставленными полномочиями администрацией г. Ишима приняты следующие муниципальные правовые акты в сфере организации ритуальных услуг:

- Правила погребения и содержания мест захоронения, утв. постановлением администрации г. Ишима от 15.09.2009 № 1413 (далее также – Правила);

- Положение о формировании стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, на территории г. Ишима, утв. постановлением администрации г. Ишима от 26.09.2011 № 1210;

- Положение о порядке предоставления субсидий на возмещение затрат по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению, не возмещаемых внебюджетными фондами и бюджетами иных уровней, утв. постановлением администрации г. Ишима от 24.10.2011 № 1336;

- постановление администрации г. Ишима от 24.12.2012 № 2181 об установлении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, оказываемых МУП г. Ишима «Ритуальные услуги».

Из анализа перечисленных муниципальных правовых актов следует, что специализированной службой по вопросам похоронного дела определено МУП г. Ишима «Ритуальные услуги», которое осуществляет отвод земельного участка под захоронение, производит захоронение и ведет их учет (регистрацию), а также выполняет часть функций по содержанию кладбища (п.п. 2.3, 2.7, 2.11, 7.4 Правил).

Закон о погребении не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, и что иные лица лишены права заниматься этой деятельностью. Вместе с тем, в частности: выделение земельных участков для захоронений, инвентаризация захоронений и обновление книг захоронений, регистрация захоронений умерших в регистрационной книге, контроль за соблюдением порядка захоронений, установление режима работы на муниципальных кладбищах, - являются функциями органов местного самоуправления по организации ритуальных услуг.

Согласно п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции к хозяйствующим субъектам относятся: коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с п. 1.2 Устава МУП г.Ишима «Ритуальные услуги»  предприятие является коммерческой организацией.

Отсюда следует, что хозяйствующий субъект – МУП г.Ишима «Ритуальные услуги» - на основании принятых администрацией г.Ишима муниципальных правовых актов наделен функциями органов местного самоуправления по организации ритуальных услуг, что запрещено ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

При этом, указанные муниципальные нормативно-правовые акты регулируют правоотношения, одной из сторон которых выступает исключительно МУП г.Ишима «Ритуальные услуги», в результате чего данный хозяйствующий субъект наделен исключительным правом на оказание ритуальных услуг на территории г.Ишима, что ведет к недопущению конкуренции на рынке предоставления данных услуг.

Вместе с тем, как следует из имеющихся в материалах дела документов (договор субаренды нежилого помещения от 01.01.2013, отчеты руководителя МУП г.Ишима «Ритуальные услуги» за 2011-2013гг.) на территории г. Ишима осуществляют деятельность в сфере ритуальных услуг как минимум 2 хозяйствующих субъекта – ИП Батраков, ИП Харитонов А.Ю.

Следствием действий администрации г. Ишима по наделению своими функциями хозяйствующего субъекта является ограничение конкуренции на данном рынке услуг, поскольку получаемые МУП г.Ишима «Ритуальные услуги»  преимущества негативно влияют на обращение товара на рынке оказания ритуальных услуг, создавая последнему неравные условия по сравнению с иными участниками данного рынка. Таким образом, граждане для осуществления захоронения должны обращаться за отводом земельного участка не к органу местного самоуправления, а к хозяйствующему субъекту - МУП г.Ишима «Ритуальные услуги», которое одновременно предлагает им и другие ритуальные услуги. Тем самым, право граждан на равный выбор любого хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность по организации захоронений, в г. Ишиме искусственно ограничено.

Наделение хозяйствующего субъекта функциями или правами органа публичной власти создает такому участнику гражданских правоотношений благоприятные условия деятельности, которые позволяют ему получать прибыль, не ведя конкурентную борьбу с другими участниками рынка.

Таким образом, администрация г. Ишима, наделив своими полномочиями МУП г.Ишима «Ритуальные услуги», закрепив исключительные права на оказанием ритуальных услуг муниципальными правовыми актами г. Ишима, создала преимущественные условия для его деятельности.

 

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

Таким образом, Комиссия пришла к выводам:

1) о наличии в действиях администрации г.Ишима нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в принятии муниципальных правовых актов в сфере организации ритуальных услуг, не допускающих конкуренцию на рынке ритуальных услуг:

- Правил погребения и содержания мест захоронения, утв. постановлением администрации г.Ишима от 15.09.2009 №1413;

- Положения о формировании стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на территории г.Ишима, утв. постановлением администрации г.Ишима от 26.09.2011 №1210;

- Положения о порядке предоставления субсидий на возмещение затрат по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению, не возмещаемых внебюджетными фондами и бюджетами иных уровней, утв. постановлением администрации г.Ишима от 24.10.2011 №1336;

- Постановления администрации г.Ишима от 24.12.2012 № 2181 об установлении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, оказываемых МУП г.Ишима «Ритуальные услуги»;

2) о наличии в действиях администрации г. Ишима нарушения ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в наделении хозяйствующего субъекта – МУП г.Ишима «Ритуальные услуги» - функциями органов местного самоуправления по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения;

3) о выдаче администрации г.Ишима обязательного для исполнения предписания о прекращении нарушения ч.1, ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции в сфере организации ритуальных услуг на территории г.Ишима.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях администрации г.Ишима нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в принятии муниципальных правовых актов в сфере организации ритуальных услуг, не допускающих конкуренцию на рынке ритуальных услуг:

- Правил погребения и содержания мест захоронения, утв. постановлением администрации г.Ишима от 15.09.2009 №1413;

- Положения о формировании стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на территории г.Ишима, утв. постановлением администрации г.Ишима от 26.09.2011 №1210;

- Положения о порядке предоставления субсидий на возмещение затрат по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению, не возмещаемых внебюджетными фондами и бюджетами иных уровней, утв. постановлением администрации г.Ишима от 24.10.2011 №1336;

- Постановления администрации г.Ишима от 24.12.2012 №2181 об установлении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, оказываемых МУП г.Ишима «Ритуальные услуги»;

2. Признать в действиях администрации г.Ишима нарушение ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в наделении хозяйствующего субъекта – МУП г.Ишима «Ритуальные услуги» - функциями органов местного самоуправления по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, путем закрепления данных полномочий в перечисленных выше муниципальных правовых актах г. Ишима.

3. Выдать обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения  ч. 1, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии                                                                              И.В. Поткина

 

Члены Комиссии:                                                                                             

                                                                                                                      О.Н.Москвичева

                                          

                                                                                                               Н.С. Щеткова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №К14/19 [format] => [safe_value] => №К14/19 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-04-02 03:37:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-03-21 10:37:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1396409917 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тюменское УФАС России )