Решение № Р13/47

Номер дела: № Р13/47
Дата публикации: 24 мая 2013, 17:20

Р Е Ш Е Н И Е

 

23 мая 2013 года

г. Тюмень                                                                                                         Дело № Р13/47

 

Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2013 г.    

Решение изготовлено в полном объеме 23 мая 2013 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 Председатель Комиссии:

Поткина И.В.

- заместитель руководителя управления                   

Члены  Комиссии:

 

Полухин Д.А.

 

Шишова Н.Н.

- заместитель начальника отдела КСЗ

- специалист-эксперт отдела КСЗ

рассмотрев дело № Р13/47 возбужденное по факту распространения на телеканале «Домашний» рекламы ООО «Бюро миграционных услуг»,

при участии от лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, – ООО «Бюро миграционных услуг» (625059, г. Тюмень, ул. Мелиораторов, 19/27) –в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области поступило заявление гр. Белоусова Г.В., указывающее на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В заявлении указывается, что в марте 2013 года в эфире телеканала «Домашний» распространялась реклама следующего содержания «Уполномоченный агент ФГУП «Паспортно-визовый сервис» ФМС России ООО «Бюро миграционных услуг». ЗАГРАНПАСПОРТ. ОФОРМЛЕНИЕ БЕЗ ОЧЕРЕДЕЙ. Легальность оформления, полный комплекс услуг. Телефон: 79-09-79». Рекламодателем указанной рекламы является ООО «Бюро миграционных услуг».

По мнению заявителя, указанная реклама не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.

По данному факту Тюменским УФАС России определением от 03.04.2013 было возбуждено дело № Р13/47 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

ООО «Бюро миграционных услуг» в своих письменных объяснениях от 30.04.2013 пояснило следующее. Общество является официальным представителем ФГУП «Паспортно-визовый сервис» ФМС России на основании агентского договора № 426-АД/72. По указанному договору Общество совершает от имени и за счет ФГУП «Паспортно-визовый сервис» юридические и иные действия, а именно подготовку к заключению с третьими лицами договоров на оказание информационных и консультационных услуг по проверке комплектности документов, подаваемых в УФМС России по Тюменской области для оформления паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность гражданина РФ за пределами территории РФ, или внесение в него изменений, а также совершает иные действия, связанные с оформлением таких паспортов.

С целью привлечения клиентов Обществом было принято решение о размещении рекламы в средствах массовой информации. Так, 20.11.2012 Обществом был заключен договор с ЗАО ИА «Сибинформбюро», при заключении которого со стороны Общества были предоставлены все необходимые документы. Рекламный ролик был изготовлен специалистами ЗАО ИА «Сибинформбюро» и согласован с Обществом. После этого ролик был выпущен на телеканале «Домашний».

По мнению Общества, распространявшаяся реклама не нарушает положения Федерального закона «О рекламе», поскольку такую рекламу нельзя отнести к разряду недостоверных, не соответствующих действительности или ложных. В рекламном ролике не упоминается о том, что ООО «Бюро миграционных услуг» занимается оформлением и изготовлением заграничного паспорта, изготовителем которого может быть исключительно Федеральная миграционная служба.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, Комиссия пришла к следующим выводам:

1. Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Закон «О рекламе»), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Из материалов дела следует, что в период с 21.11.2012 по 02.12.2012 г.г. и с 03.03.2013 по 21.03.2013 г.г. в эфире телеканала «Домашний» распространялась реклама следующего содержания «Уполномоченный агент ФГУП «Паспортно-визовый сервис» ФМС России ООО «Бюро миграционных услуг». ЗАГРАНПАСПОРТ. ОФОРМЛЕНИЕ БЕЗ ОЧЕРЕДЕЙ. Легальность оформления, полный комплекс услуг. Телефон: 79-09-79».

Указанная информация является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

2. В соответствии с п. 7.13.14 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 N 711, Федеральная миграционная служба осуществляет оформление и выдачу паспортов и иных документов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.

В соответствии с п. 4 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (утв. Приказом ФМС России от 03.02.2010 № 26) (далее – Административный регламент ФМС России № 26) оформление, выдача и учет паспортов осуществляются ФМС России (в пределах компетенции), территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями.

Согласно п. 42 Административного регламента ФМС России № 26, предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

- прием и регистрация заявлений;

- рассмотрение заявления;

- оформление паспорта;

- выдача паспорта.

Таким образом, оформление загранпаспорта является одной из административных процедур государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, которая входит в пределы исключительной компетенции ФМС России и ее территориальных органов.

Распоряжением Правительства РФ от 05.11.2009 № 1638-р создано федеральное государственное унитарное предприятие "Паспортно-визовый сервис" Федеральной миграционной службы, основанное на праве хозяйственного ведения и находящееся в ведении ФМС России. Распоряжением определены основные направления деятельности предприятия: оказание физическим и юридическим лицам информационных и консультационных услуг в сфере миграции, а также оказание услуг по оформлению заявлений и иных документов, подаваемых в ФМС России и (или) ее территориальные органы при получении государственных услуг.

Согласно Уставу ФГУП "Паспортно-визовый сервис" Федеральной миграционной службы, предприятие оказывает услуги, в том числе, по оформлению заявлений, анкет и иных документов, связанных с получением государственных услуг по оформлению и выдаче паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

В материалах дела имеется агентский договор от 05.12.2011 № 426-АД/72, заключенный между ФГУП «Паспортно-визовый сервис» ФМС России (Принципал) и ООО «Бюро миграционных услуг» (Агент), согласно которому Агент обязуется совершать от имени и за счет Принципала юридические и иные действия, указанные в пункте 1.2 настоящего договора, а Принципал обязуется выплачивать Агенту вознаграждение в соответствии с условиями настоящего договора. В п. 1.2 указанного договора перечислены действия, совершаемые Агентом от имени и за счет Принципала, в том числе, подготовка к заключению с третьими лицами договоров на оказание информационных и консультационных услуг по проверке комплектности документов, подаваемых в УФМС России по Тюменской области для оформления паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность гражданина РФ за пределами территории РФ, или внесение в него изменений.

Таким образом, ООО «Бюро миграционных услуг» фактически оказывает услуги по подготовке договоров на оказание услуг по проверке комплектности документов, подаваемых в Управление ФМС России по Тюменской области для оформления загранпаспорта, а также совершает иные действия, связанные с подготовкой документов для оформления загранпаспорта Управлением ФМС России по Тюменской области.

Вместе с тем, из содержания и смысла рассматриваемой рекламы следует, что ООО «Бюро миграционных услуг» осуществляет оформление загранпаспортов.

В соответствии с пунктами 3 и 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о возможности приобретения товаров (услуг) в определенном месте, а также о продавце рекламируемого товара (услуги).

Комиссия считает, что рассматриваемая реклама нарушает требования пунктов 3 и 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», поскольку из содержания и смысла рекламы следует, что продавцом услуги по оформлению загранпаспорта является ООО «Бюро миграционных услуг», и, соответственно, услугу по оформлению загранпаспорта можно получить по месту нахождения Общества. Вместе с тем, как уже упоминалось, единственным уполномоченным органом, осуществляющим оформление заграничных паспортов, является Федеральная миграционная служба и ее территориальные органы, а государственную услугу по оформлению и выдаче заграничного паспорта можно получить по месту нахождения Федеральной миграционной службы и ее территориальных органов.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Комиссия считает, что рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», поскольку в рекламе отсутствует часть информации о том, что ООО «Бюро миграционных услуг» совершает действия по подготовке документов для оформления заграничных паспортов уполномоченным органом, т.е. фактически оказывает содействие физическим лицам в получении ими заграничных паспортов. Отсутствие такой информации в рассматриваемой рекламе приводит к искажению смысла информации в целом, поскольку подразумевает наличие у ООО «Бюро миграционных услуг» полномочий по оформлению заграничных паспортов, что, в свою очередь, приводит к введению в заблуждение потребителей рекламы. Свидетельством тому служит заявление гражданина Белоусова Г.В.

Исходя из вышеизложенного, с учетом установленных фактических обстоятельств дела, Комиссия пришла к выводу о том, что рассматриваемая реклама была распространена с нарушением требований пунктов 3 и 20 части 3 статьи 5, а также части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 несет рекламодатель.

Исходя из имеющихся в материалах дела документов, рекламодателем в данном случае является ООО «Бюро миграционных услуг».

Поскольку доказательств, свидетельствующих о прекращении Обществом распространения рассматриваемой рекламы, материалы дела не содержат, Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении распространения такой рекламы.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать рекламу, распространенную ООО «Бюро миграционных услуг» в период с 21.11.2012 по 02.12.2012 и с 03.03.2013 по 21.03.2013 в эфире телеканала «Домашний», ненадлежащей, нарушающей требования пунктов 3, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Бюро миграционных услуг» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            Председатель комиссии

 Члены комиссии    

Файлы для скачивания

reshenie_r_13_47.docx
Тип файла: docx
Размер файла: 0.07 МБ
stdClass Object ( [vid] => 8243 [uid] => 5 [title] => Решение № Р13/47 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8243 [type] => solution [language] => ru [created] => 1373554923 [changed] => 1373554923 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1373554923 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

 

23 мая 2013 года

г. Тюмень                                                                                                         Дело № Р13/47

 

Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2013 г.    

Решение изготовлено в полном объеме 23 мая 2013 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 Председатель Комиссии:

Поткина И.В.

- заместитель руководителя управления                   

Члены  Комиссии:

 

Полухин Д.А.

 

Шишова Н.Н.

- заместитель начальника отдела КСЗ

- специалист-эксперт отдела КСЗ

рассмотрев дело № Р13/47 возбужденное по факту распространения на телеканале «Домашний» рекламы ООО «Бюро миграционных услуг»,

при участии от лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, – ООО «Бюро миграционных услуг» (625059, г. Тюмень, ул. Мелиораторов, 19/27) –в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области поступило заявление гр. Белоусова Г.В., указывающее на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В заявлении указывается, что в марте 2013 года в эфире телеканала «Домашний» распространялась реклама следующего содержания «Уполномоченный агент ФГУП «Паспортно-визовый сервис» ФМС России ООО «Бюро миграционных услуг». ЗАГРАНПАСПОРТ. ОФОРМЛЕНИЕ БЕЗ ОЧЕРЕДЕЙ. Легальность оформления, полный комплекс услуг. Телефон: 79-09-79». Рекламодателем указанной рекламы является ООО «Бюро миграционных услуг».

По мнению заявителя, указанная реклама не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.

По данному факту Тюменским УФАС России определением от 03.04.2013 было возбуждено дело № Р13/47 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

ООО «Бюро миграционных услуг» в своих письменных объяснениях от 30.04.2013 пояснило следующее. Общество является официальным представителем ФГУП «Паспортно-визовый сервис» ФМС России на основании агентского договора № 426-АД/72. По указанному договору Общество совершает от имени и за счет ФГУП «Паспортно-визовый сервис» юридические и иные действия, а именно подготовку к заключению с третьими лицами договоров на оказание информационных и консультационных услуг по проверке комплектности документов, подаваемых в УФМС России по Тюменской области для оформления паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность гражданина РФ за пределами территории РФ, или внесение в него изменений, а также совершает иные действия, связанные с оформлением таких паспортов.

С целью привлечения клиентов Обществом было принято решение о размещении рекламы в средствах массовой информации. Так, 20.11.2012 Обществом был заключен договор с ЗАО ИА «Сибинформбюро», при заключении которого со стороны Общества были предоставлены все необходимые документы. Рекламный ролик был изготовлен специалистами ЗАО ИА «Сибинформбюро» и согласован с Обществом. После этого ролик был выпущен на телеканале «Домашний».

По мнению Общества, распространявшаяся реклама не нарушает положения Федерального закона «О рекламе», поскольку такую рекламу нельзя отнести к разряду недостоверных, не соответствующих действительности или ложных. В рекламном ролике не упоминается о том, что ООО «Бюро миграционных услуг» занимается оформлением и изготовлением заграничного паспорта, изготовителем которого может быть исключительно Федеральная миграционная служба.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, Комиссия пришла к следующим выводам:

1. Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Закон «О рекламе»), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Из материалов дела следует, что в период с 21.11.2012 по 02.12.2012 г.г. и с 03.03.2013 по 21.03.2013 г.г. в эфире телеканала «Домашний» распространялась реклама следующего содержания «Уполномоченный агент ФГУП «Паспортно-визовый сервис» ФМС России ООО «Бюро миграционных услуг». ЗАГРАНПАСПОРТ. ОФОРМЛЕНИЕ БЕЗ ОЧЕРЕДЕЙ. Легальность оформления, полный комплекс услуг. Телефон: 79-09-79».

Указанная информация является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

2. В соответствии с п. 7.13.14 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 N 711, Федеральная миграционная служба осуществляет оформление и выдачу паспортов и иных документов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.

В соответствии с п. 4 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (утв. Приказом ФМС России от 03.02.2010 № 26) (далее – Административный регламент ФМС России № 26) оформление, выдача и учет паспортов осуществляются ФМС России (в пределах компетенции), территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями.

Согласно п. 42 Административного регламента ФМС России № 26, предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

- прием и регистрация заявлений;

- рассмотрение заявления;

- оформление паспорта;

- выдача паспорта.

Таким образом, оформление загранпаспорта является одной из административных процедур государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, которая входит в пределы исключительной компетенции ФМС России и ее территориальных органов.

Распоряжением Правительства РФ от 05.11.2009 № 1638-р создано федеральное государственное унитарное предприятие "Паспортно-визовый сервис" Федеральной миграционной службы, основанное на праве хозяйственного ведения и находящееся в ведении ФМС России. Распоряжением определены основные направления деятельности предприятия: оказание физическим и юридическим лицам информационных и консультационных услуг в сфере миграции, а также оказание услуг по оформлению заявлений и иных документов, подаваемых в ФМС России и (или) ее территориальные органы при получении государственных услуг.

Согласно Уставу ФГУП "Паспортно-визовый сервис" Федеральной миграционной службы, предприятие оказывает услуги, в том числе, по оформлению заявлений, анкет и иных документов, связанных с получением государственных услуг по оформлению и выдаче паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

В материалах дела имеется агентский договор от 05.12.2011 № 426-АД/72, заключенный между ФГУП «Паспортно-визовый сервис» ФМС России (Принципал) и ООО «Бюро миграционных услуг» (Агент), согласно которому Агент обязуется совершать от имени и за счет Принципала юридические и иные действия, указанные в пункте 1.2 настоящего договора, а Принципал обязуется выплачивать Агенту вознаграждение в соответствии с условиями настоящего договора. В п. 1.2 указанного договора перечислены действия, совершаемые Агентом от имени и за счет Принципала, в том числе, подготовка к заключению с третьими лицами договоров на оказание информационных и консультационных услуг по проверке комплектности документов, подаваемых в УФМС России по Тюменской области для оформления паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность гражданина РФ за пределами территории РФ, или внесение в него изменений.

Таким образом, ООО «Бюро миграционных услуг» фактически оказывает услуги по подготовке договоров на оказание услуг по проверке комплектности документов, подаваемых в Управление ФМС России по Тюменской области для оформления загранпаспорта, а также совершает иные действия, связанные с подготовкой документов для оформления загранпаспорта Управлением ФМС России по Тюменской области.

Вместе с тем, из содержания и смысла рассматриваемой рекламы следует, что ООО «Бюро миграционных услуг» осуществляет оформление загранпаспортов.

В соответствии с пунктами 3 и 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о возможности приобретения товаров (услуг) в определенном месте, а также о продавце рекламируемого товара (услуги).

Комиссия считает, что рассматриваемая реклама нарушает требования пунктов 3 и 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», поскольку из содержания и смысла рекламы следует, что продавцом услуги по оформлению загранпаспорта является ООО «Бюро миграционных услуг», и, соответственно, услугу по оформлению загранпаспорта можно получить по месту нахождения Общества. Вместе с тем, как уже упоминалось, единственным уполномоченным органом, осуществляющим оформление заграничных паспортов, является Федеральная миграционная служба и ее территориальные органы, а государственную услугу по оформлению и выдаче заграничного паспорта можно получить по месту нахождения Федеральной миграционной службы и ее территориальных органов.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Комиссия считает, что рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», поскольку в рекламе отсутствует часть информации о том, что ООО «Бюро миграционных услуг» совершает действия по подготовке документов для оформления заграничных паспортов уполномоченным органом, т.е. фактически оказывает содействие физическим лицам в получении ими заграничных паспортов. Отсутствие такой информации в рассматриваемой рекламе приводит к искажению смысла информации в целом, поскольку подразумевает наличие у ООО «Бюро миграционных услуг» полномочий по оформлению заграничных паспортов, что, в свою очередь, приводит к введению в заблуждение потребителей рекламы. Свидетельством тому служит заявление гражданина Белоусова Г.В.

Исходя из вышеизложенного, с учетом установленных фактических обстоятельств дела, Комиссия пришла к выводу о том, что рассматриваемая реклама была распространена с нарушением требований пунктов 3 и 20 части 3 статьи 5, а также части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 несет рекламодатель.

Исходя из имеющихся в материалах дела документов, рекламодателем в данном случае является ООО «Бюро миграционных услуг».

Поскольку доказательств, свидетельствующих о прекращении Обществом распространения рассматриваемой рекламы, материалы дела не содержат, Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении распространения такой рекламы.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать рекламу, распространенную ООО «Бюро миграционных услуг» в период с 21.11.2012 по 02.12.2012 и с 03.03.2013 по 21.03.2013 в эфире телеканала «Домашний», ненадлежащей, нарушающей требования пунктов 3, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Бюро миграционных услуг» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            Председатель комиссии

 Члены комиссии    

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е

 

23 мая 2013 года

г. Тюмень                                                                                                         Дело № Р13/47

 

Резолютивная часть решения объявлена 20 мая 2013 г.    

Решение изготовлено в полном объеме 23 мая 2013 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 Председатель Комиссии:

Поткина И.В.

- заместитель руководителя управления                   

Члены  Комиссии:

 

Полухин Д.А.

 

Шишова Н.Н.

- заместитель начальника отдела КСЗ

- специалист-эксперт отдела КСЗ

рассмотрев дело № Р13/47 возбужденное по факту распространения на телеканале «Домашний» рекламы ООО «Бюро миграционных услуг»,

при участии от лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, – ООО «Бюро миграционных услуг» (625059, г. Тюмень, ул. Мелиораторов, 19/27) –в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области поступило заявление гр. Белоусова Г.В., указывающее на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В заявлении указывается, что в марте 2013 года в эфире телеканала «Домашний» распространялась реклама следующего содержания «Уполномоченный агент ФГУП «Паспортно-визовый сервис» ФМС России ООО «Бюро миграционных услуг». ЗАГРАНПАСПОРТ. ОФОРМЛЕНИЕ БЕЗ ОЧЕРЕДЕЙ. Легальность оформления, полный комплекс услуг. Телефон: 79-09-79». Рекламодателем указанной рекламы является ООО «Бюро миграционных услуг».

По мнению заявителя, указанная реклама не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.

По данному факту Тюменским УФАС России определением от 03.04.2013 было возбуждено дело № Р13/47 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

ООО «Бюро миграционных услуг» в своих письменных объяснениях от 30.04.2013 пояснило следующее. Общество является официальным представителем ФГУП «Паспортно-визовый сервис» ФМС России на основании агентского договора № 426-АД/72. По указанному договору Общество совершает от имени и за счет ФГУП «Паспортно-визовый сервис» юридические и иные действия, а именно подготовку к заключению с третьими лицами договоров на оказание информационных и консультационных услуг по проверке комплектности документов, подаваемых в УФМС России по Тюменской области для оформления паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность гражданина РФ за пределами территории РФ, или внесение в него изменений, а также совершает иные действия, связанные с оформлением таких паспортов.

С целью привлечения клиентов Обществом было принято решение о размещении рекламы в средствах массовой информации. Так, 20.11.2012 Обществом был заключен договор с ЗАО ИА «Сибинформбюро», при заключении которого со стороны Общества были предоставлены все необходимые документы. Рекламный ролик был изготовлен специалистами ЗАО ИА «Сибинформбюро» и согласован с Обществом. После этого ролик был выпущен на телеканале «Домашний».

По мнению Общества, распространявшаяся реклама не нарушает положения Федерального закона «О рекламе», поскольку такую рекламу нельзя отнести к разряду недостоверных, не соответствующих действительности или ложных. В рекламном ролике не упоминается о том, что ООО «Бюро миграционных услуг» занимается оформлением и изготовлением заграничного паспорта, изготовителем которого может быть исключительно Федеральная миграционная служба.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, Комиссия пришла к следующим выводам:

1. Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Закон «О рекламе»), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Из материалов дела следует, что в период с 21.11.2012 по 02.12.2012 г.г. и с 03.03.2013 по 21.03.2013 г.г. в эфире телеканала «Домашний» распространялась реклама следующего содержания «Уполномоченный агент ФГУП «Паспортно-визовый сервис» ФМС России ООО «Бюро миграционных услуг». ЗАГРАНПАСПОРТ. ОФОРМЛЕНИЕ БЕЗ ОЧЕРЕДЕЙ. Легальность оформления, полный комплекс услуг. Телефон: 79-09-79».

Указанная информация является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

2. В соответствии с п. 7.13.14 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 N 711, Федеральная миграционная служба осуществляет оформление и выдачу паспортов и иных документов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.

В соответствии с п. 4 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (утв. Приказом ФМС России от 03.02.2010 № 26) (далее – Административный регламент ФМС России № 26) оформление, выдача и учет паспортов осуществляются ФМС России (в пределах компетенции), территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями.

Согласно п. 42 Административного регламента ФМС России № 26, предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

- прием и регистрация заявлений;

- рассмотрение заявления;

- оформление паспорта;

- выдача паспорта.

Таким образом, оформление загранпаспорта является одной из административных процедур государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, которая входит в пределы исключительной компетенции ФМС России и ее территориальных органов.

Распоряжением Правительства РФ от 05.11.2009 № 1638-р создано федеральное государственное унитарное предприятие "Паспортно-визовый сервис" Федеральной миграционной службы, основанное на праве хозяйственного ведения и находящееся в ведении ФМС России. Распоряжением определены основные направления деятельности предприятия: оказание физическим и юридическим лицам информационных и консультационных услуг в сфере миграции, а также оказание услуг по оформлению заявлений и иных документов, подаваемых в ФМС России и (или) ее территориальные органы при получении государственных услуг.

Согласно Уставу ФГУП "Паспортно-визовый сервис" Федеральной миграционной службы, предприятие оказывает услуги, в том числе, по оформлению заявлений, анкет и иных документов, связанных с получением государственных услуг по оформлению и выдаче паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

В материалах дела имеется агентский договор от 05.12.2011 № 426-АД/72, заключенный между ФГУП «Паспортно-визовый сервис» ФМС России (Принципал) и ООО «Бюро миграционных услуг» (Агент), согласно которому Агент обязуется совершать от имени и за счет Принципала юридические и иные действия, указанные в пункте 1.2 настоящего договора, а Принципал обязуется выплачивать Агенту вознаграждение в соответствии с условиями настоящего договора. В п. 1.2 указанного договора перечислены действия, совершаемые Агентом от имени и за счет Принципала, в том числе, подготовка к заключению с третьими лицами договоров на оказание информационных и консультационных услуг по проверке комплектности документов, подаваемых в УФМС России по Тюменской области для оформления паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность гражданина РФ за пределами территории РФ, или внесение в него изменений.

Таким образом, ООО «Бюро миграционных услуг» фактически оказывает услуги по подготовке договоров на оказание услуг по проверке комплектности документов, подаваемых в Управление ФМС России по Тюменской области для оформления загранпаспорта, а также совершает иные действия, связанные с подготовкой документов для оформления загранпаспорта Управлением ФМС России по Тюменской области.

Вместе с тем, из содержания и смысла рассматриваемой рекламы следует, что ООО «Бюро миграционных услуг» осуществляет оформление загранпаспортов.

В соответствии с пунктами 3 и 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о возможности приобретения товаров (услуг) в определенном месте, а также о продавце рекламируемого товара (услуги).

Комиссия считает, что рассматриваемая реклама нарушает требования пунктов 3 и 20 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», поскольку из содержания и смысла рекламы следует, что продавцом услуги по оформлению загранпаспорта является ООО «Бюро миграционных услуг», и, соответственно, услугу по оформлению загранпаспорта можно получить по месту нахождения Общества. Вместе с тем, как уже упоминалось, единственным уполномоченным органом, осуществляющим оформление заграничных паспортов, является Федеральная миграционная служба и ее территориальные органы, а государственную услугу по оформлению и выдаче заграничного паспорта можно получить по месту нахождения Федеральной миграционной службы и ее территориальных органов.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Комиссия считает, что рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», поскольку в рекламе отсутствует часть информации о том, что ООО «Бюро миграционных услуг» совершает действия по подготовке документов для оформления заграничных паспортов уполномоченным органом, т.е. фактически оказывает содействие физическим лицам в получении ими заграничных паспортов. Отсутствие такой информации в рассматриваемой рекламе приводит к искажению смысла информации в целом, поскольку подразумевает наличие у ООО «Бюро миграционных услуг» полномочий по оформлению заграничных паспортов, что, в свою очередь, приводит к введению в заблуждение потребителей рекламы. Свидетельством тому служит заявление гражданина Белоусова Г.В.

Исходя из вышеизложенного, с учетом установленных фактических обстоятельств дела, Комиссия пришла к выводу о том, что рассматриваемая реклама была распространена с нарушением требований пунктов 3 и 20 части 3 статьи 5, а также части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 несет рекламодатель.

Исходя из имеющихся в материалах дела документов, рекламодателем в данном случае является ООО «Бюро миграционных услуг».

Поскольку доказательств, свидетельствующих о прекращении Обществом распространения рассматриваемой рекламы, материалы дела не содержат, Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи предписания о прекращении распространения такой рекламы.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать рекламу, распространенную ООО «Бюро миграционных услуг» в период с 21.11.2012 по 02.12.2012 и с 03.03.2013 по 21.03.2013 в эфире телеканала «Домашний», ненадлежащей, нарушающей требования пунктов 3, 20 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Бюро миграционных услуг» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            Председатель комиссии

 Члены комиссии    

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № Р13/47 [format] => [safe_value] => № Р13/47 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [fid] => 953 [uid] => 5 [filename] => reshenie_r_13_47.docx [uri] => public://solution/2013/07/11/reshenie_r_13_47.docx [filemime] => application/vnd.openxmlformats-officedocument.wordprocessingml.document [filesize] => 73226 [status] => 1 [timestamp] => 1373554923 [origname] => reshenie_r_13_47.docx [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => ) ) ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] =>

       Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом «О рекламе», принятым в 2006 году. К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:

      - предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан. – защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы,

  - привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;

      -взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.

        Также Тюменское ФАС России в соответствии с антимонопольным законодательством реализует задачи по недопущению, пресечению недобросовестной конкуренции (ст.14 Федерального закона "О защите конкуренции").

   Куратор направления: 

Постатейный комментарий к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе"

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2010 г.

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2011 г.

Результаты работы антимонопольных органов по пресечению нарушений Закона о рекламе в 2012 г.

Обзор деятельности в области рекламы в государствах-участниках СНГ 2013 г.

 

 

[format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-24 11:20:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-23 11:20:00 [timezone] => Asia/Yekaterinburg [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1373554923 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Тюменское УФАС России )